Передовые инженерные школы нацелены на подготовку специалистов, способных решать нетривиальные задачи
Министерство науки и высшего образования начинает проработку дополнительного отбора университетов страны для участия в конкурсе на создание передовых инженерных школ (ПИШ). Об этом на Петербургском международном экономическом форуме сообщил куратор проекта, руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер. В этом году будет отобрано дополнительно десять школ.
Российский бизнес в последние годы предъявляет особый запрос на инженерные кадры. Ответить на этот вызов правительство решило через запуск проекта «Передовые инженерные школы», который реализуется в рамках программы «Приоритет 2030».
Стартовал проект в прошлом году как часть общего курса на трансформацию системы образования. Однако его запуск совпал с колоссальными изменениями в российской экономике, вызванными структурным кризисом. На фоне новых вызовов технологического развития проблема дефицита квалифицированных инженерно-технических кадров стала еще актуальнее.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» разработан Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством РФ. Проект является частью государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
В рамках проекта до 2030 года в стране должно быть создано 100 передовых инженерных школ. Сегодня 30 таких структур действуют в 15 регионах страны. На их финансирование только в этом году направлено 10 млрд рублей. Общий объем бюджетных средств до 2030 года составит 90 млрд рублей. Финансирование проекта идет на паритетных условиях с участием частных инвесторов.
Подготовка кадров будет вестись по самым востребованным направлениям для российской экономики: цифровые технологии, микроэлектроника, фотоника и приборостроение, биотехнологии и генная инженерия, искусственный интеллект, ядерная энергетика, нанотехнологии и наноматериалы и другие важнейшие направления.
По словам Андрея Келлера, цель этой инициативы заключается в формировании новой модели инженерного образования. В будущем ее можно будет тиражировать на все вузы России. Это позволит обеспечить потребность экономики в высококвалифицированных и разносторонне подготовленных инженерных кадрах.
«Экономике нужны специалисты, которые готовы работать в условиях междисциплинарных связей. У нас на практике часто бывают случаи, когда инженер знает, как сконструировать автомобиль, но не имеет представления о цифровых технологиях в решении своих задач», — обосновывает особенность нового подхода Андрей Келлер.
По его словам, сегодня промышленности нужен инженер, который в комплексе знает весь цикл разработки и постановки на производство продукции и программных продуктов: «Словом, нужны те, кто обеспечит формирование технологического суверенитета».
При этом в передовых инженерных школах готовят не массовых инженеров, а элиту профессии, подчеркивает эксперт: «Это будут профессионалы, способные решать нетривиальные задачи, которые часто не видны обычному конструктору».
Важно, что новая модель реализуется в сотрудничестве с бизнесом. В числе индустриальных партнеров передовых инженерных школ более 150 ведущих российских компаний. Среди них КАМАЗ, Роскосмос, Алмаз-Антей, Сибур, Газпром нефть и другие. На исследования и разработки участники ПИШ к 2024 году планируют привлечь более 8,5 млрд рублей инвестиций.
Школы создаются по самым разным направлениям. Например, в Казанском федеральном университете в рамках передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» молодые инженеры планируют создать экологичный автомобиль с нулевыми углеродными выбросами, электрический грузовой автомобиль с аккумуляторами российского производства и водородный двигатель. Таким образом, молодые ученые внесут вклад в разработку технологий и деталей для автомобильной промышленности.
Передовая инженерная школа «Когнитивная инженерия» при Новосибирском государственном университете займется созданием бортовых датчиков для космических кораблей, цифровых «ловушек» углеродов, аппаратов для диагностики онкологических заболеваний.
ПИШ Самарского государственного медицинского университета будет формировать элиту инженеров-нейротехнологов и биоинженеров. Будущие специалисты создадут изделия для реабилитации пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
В географическом разрезе представленность участников проекта очень разная. Наибольшее число школ создано университетами Приволжского (девять вузов) и Центрального федеральных округов (восемь вузов). От Северо-Западного федерального округа участвуют пять вузов, Сибирского — четыре, Южного — два, от Дальневосточного и Уральского федеральных округов отобрано по одному вузу.
На территории Урала и Западной Сибири пока действуют три ПИШ — в Свердловской области, Башкирии и Пермском крае. По их названиям видно, что выбор тематики связан с ключевой специализацией промышленности каждого региона. Так, Уральский федеральный университет создал передовую инженерную школу цифровых технологий в промышленности (см. «Цифровой фокус», с. 31),
Пермский Политех (ПНИПУ) выбрал направление «Двигателестроение, искусственный интеллект и цифровые технологии». Уфимский университет науки и технологий назвал свой проект ПИШ «Моторы будущего».
Очевидно, выбор Уфимского университета науки и технологий связан с активным развитием одной из ведущих отраслей промышленности Башкортостана — машиностроения. Уфимская ПИШ и будет генерировать новые идеи для этой отрасли. В ее планах — создание высокоэффективных электрических и гибридных силовых установок, агрегатов и их систем для авиации. Эту задачу Уфимский университет науки и технологий будет решать с целым пулом индустриальных партнеров. Среди них КАМАЗ, Сарапульский электрогенераторный завод, НТЦ «Компас» и Объединенная двигателестроительная корпорация. В рамках образовательной политики созданы совместные студенческие конструкторские бюро и научно-технологические лаборатории.
ПИШ «Моторы будущего» нацелена на активное участие в развитии рынка исследований и разработок в области электрических машин. Особенностями этой инженерной школы также являются ее продуктовая направленность и постоянное взаимодействие с индустриальными партнерами. В частности, коллектив ее молодых исследователей участвует в амбициозном проекте по созданию полностью электрического самолета.
Другой участник проекта с территории Урала и Западной Сибири — Пермский Политех. Созданная им ПИШ намерена активно участвовать в федеральной программе развития российского самолетостроения. Эта программа, напомним, нацелена на кратное увеличение выпуска российских самолетов. Ее реализация потребует кардинальных изменений и на рынке авиадвигателей.
В школе авиационного двигателестроения будут предложены новые модели инженерной подготовки специалистов и образовательные программы. Планируется привлекать ведущих ученых и практиков с предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации, развивать образовательные пространства и способствовать становлению системы наставничества у индустриальных партнеров.
«Мы уверены, что общими усилиями сможем решить самые непростые задачи и обеспечить технологический суверенитет нашей страны», — рассказал сразу после создания проекта проректор по приоритетным проектам ПНИПУ Павел Волегов.
В тесной кооперации с ведущими предприятиями формируется и ПИШ Уральского федерального университета. Эта школа сфокусировалась на сотрудничестве с ведущими игроками машиностроения региона. Сегодня они вынуждены отвечать на совершенно новые инженерные вызовы. Это разработка линейки локомотивов, работающих на новом типе двигателей, создание цифровых систем управления производством. Есть компании, которые заняты созданием газотурбинных двигателей для гражданской малотоннажной авиации, проектированием энергоэффективных дизельных и газовых двигателей для автотранспорта. Металлургическая отрасль интенсивно ищет технологии получения новых материалов и сплавов, защитных покрытий.
Под эти задачи индустриальных партнеров ПИШ УрФУ намерена сформировать научные проекты, каждый из которых связан с образовательными программами университета.
В целом все школы нацелены на подготовку специалистов новой формации, способных применять цифровые технологии на всех этапах производства.
Наша стратегическая цель — построение школы инженерных наук мирового класса и открытой системы подготовки элитных кадров, отмечает руководитель Уральской передовой инженерной школы Валентина Овчинникова
— Какую специализацию передовой инженерной школы выбрал УрФУ?
— На Урале сформирован мощный промышленный кластер: машиностроение, металлургия и энергетика. Эти отрасли сейчас находятся на этапе трансформации за счет внедрения новых технологий. Исходя из этого, УрФУ и выбрал такое направление передовой инженерной школы, как «Цифровое производство».
— Каковы целевые ориентиры?
— Мы выделяем три основных направления. Прежде всего, это подготовка инженерных кадров нового качества. Мы стремимся добиться соответствия компетенций выпускника ПИШ запросам индустриальных партнеров.
Второе направление — участие в научно-исследовательской деятельности. К наиболее значимым проектам можно отнести цифровое проектирование и проведение виртуальных испытаний линейки энергоэффективных дизельных и газовых двигателей для автотранспорта. Молодые ученые также проводят исследования в области получения новых материалов и сплавов. Большинство этих работ связаны с фронтирной задачей школы — цифровой трансформацией промышленных предприятий.
Третье направление — накопление, систематизация и донесение до специалистов предприятий передовых технических и научных знаний.
— Какой инструментарий достижения целевых ориентиров использует ПИШ УрФУ?
— Уральский федеральной университет исторически плотно сотрудничал с индустриальными партнерами. В рамках ПИШ такое взаимодействие выходит на новую ступень. Отличие нынешнего партнерства — высокий уровень заинтересованности предприятий в развитии ПИШ, подкрепленный федеральным финансированием. Университет в 2022 году получил 84,5 млн рублей из бюджета на реализацию этой программы.
Для подготовки инженерных кадров мы идем по пути формирования продуктовых команд. Они объединяются еще на этапе обучения в ходе работы над реальными проектами под заказы компаний. Сегодня очень важно, чтобы будущие инженеры владели целым набором навыков. Поэтому в нашей инженерной школе мы даем широкую подготовку, включающую цифровые компетенции и практику системной инженерии. Особый акцент — на развитие «мягких» навыков: коммуникабельность, работа в группе, ответственность за результат.
Чтобы добиться результатов в исследовательской деятельности, необходима мощная материально-техническая база. Основной акцент в оснащении лабораторий мы сделали на внедрении российского инженерного программного обеспечения. Для усиления развития научно-исследовательской деятельности установлены прямые контакты с R&D-центрами предприятий, на базе которых планируется часть научных разработок.
— Как меняются образовательные программы под эти задачи?
— В 2022 году в рамках нашей ПИШ студенты начали обучение по программе бакалавриата «Системный анализ и управление», а также по программе магистратуры «Системный инжиниринг». 133 человека из числа участников управленческих команд и профессорско-преподавательского состава прошли повышение квалификации, в том числе на базе предприятий-партнеров и вендоров российского инженерного программного обеспечения.
— Каковы дальнейшие планы?
— Наша стратегическая цель — построение школы инженерных наук мирового класса и открытой системы подготовки элитных инженерных кадров. Это позволит эффективно провести в центре Евразии цифровую трансформацию предприятий машиностроительной и металлургической отраслей. Стратегическими партнерами в достижении этой задачи стали Синара-Транспортные машины и Трубная металлургическая компания. Кроме этого, среди партнеров — Уральский оптико-механический завод, КАМАЗ, ЕВРАЗ, Уральский завод гражданской авиации, Уральский турбинный завод, Уралгидромаш.