Чего Россия ожидает от администрации Трампа

Андраник Мигранян
23 января 2017, 00:00

Новый президент США может предложить Москве ряд прагматических сделок, которые изменят мир

ТАСС
Матрешки с Дональдом Трампом и Владимиром Путиным отлично продаются в России. Их часто покупают «дуэтом»

Победа Дональда Трампа — это начало новой парадигмы во внутренней и особенно во внешней политике США, означающее переход от глобализма к национализму. Во внешней политике можно ожидать серьезных изменений, которые откроют качественно новые возможности для российско-американских отношений.

Дональд Трамп надеется вернуть в США прибыли корпораций и рабочие места. Однако снижение налога и пошлина на ввоз импортных товаров могут обернуться дефицитом американского бюджета и лишними расходами граждан
Евгения Обухова, Варвара Фокеева, Николай Ульянов

НАТО

Если Трамп и в самом деле пересмотрит отношение США к НАТО как к рудименту холодной войны и к Европе, особенно к странам Балтии и Польше, которые постоянно создают напряжение в отношениях с Россией, пытаясь вовлечь США в конфронтацию с Москвой, это позволит Москве и Вашингтону не допустить, чтобы эти страны под надуманным предлогом российский угрозы продолжали отравлять росиийско-американские отношения. В таком случае политики в Вашингтоне перестанут рассматривать Россию как врага, для сдерживания которого нужно постоянно укреплять НАТО и мобилизовывать совокупную мощь США и Европы.

Победа Дональда Трампа на выборах президента США дала Америке, России и другим странам надежду на лучший мир. Вот только сумеет ли Трамп эту надежду реализовать или сломается, как Обама, которому не хватило сил?
Геворг Мирзаян

Отношения по линии Вашингтон—Москва станут более прагматичными, как, впрочем, и отношения Вашингтона с другими европейскими странами, и обретут преимущественно двусторонний характер — в отличие от нынешних отношений между Вашингтоном и Москвой, которые, в первую очередь благодаря усилиям ряда стран Европы, носят скорее блоковый, многосторонний и антироссийский характер. В этих новых условиях, если понадобится, Россия может предоставить некоторым странам Восточной Европы гарантии их безопасности и территориальной целостности, если им недостаточно того, что они и так, в соответствии с пятой статьей Устава НАТО, находятся под защитой этой военной организации. Тем самым Россия наглядно продемонстрирует, что она не враг Запада и не имеет никаких намерений напасть на Прибалтику или Польшу, о чем особенно истерично стали говорить в этих странах после украинского кризиса и воссоединения Крыма с Россией. Для нормализации отношений с Вашингтоном необходимо понимание с американской стороны, что Украина для России — это особый случай.

Украина

Россия не осуществляла экспансию против Украины, хотя с точки зрения Запада это непреложный факт, что привело к созданию целой системы санкций против российских секторов экономики и отдельных граждан. Однако в рамках новой парадигмы администрации Трампа придется от этого отказаться, если она готова нормализовать отношения с Россией и со временем отменить санкции против нее. В таком случае внешнеполитической команде Трампа придется согласиться с позицией России, что экспансию на Украине осуществила не Москва, а Запад, способствуя военному перевороту против законно избранного президента Украины. Российские действия стали лишь реакцией на действия Запада, который преследовал цель создания украинского государства на антирусской основе и в составе НАТО. Россия не могла этого допустить, так как для нее Украина — это экзистенциальная проблема. У Москвы с Трампом может быть следующая компромиссная программа действий. Вопрос Крыма снимается с повестки дня как окончательно решенный, то есть Крым признается российской территорией; Украина закрепляет в своей конституции внеблоковый, нейтральный статус, киевские власти проводят децентрализацию власти, реализуют минские договоренности в части предоставления особого статуса Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, а Москва и Вашингтон дают письменные гарантии территориальной целостности и обязуются способствовать экономическому восстановлению этой страны. При этом желательно, чтобы администрация Трампа в какой-то форме дала понять, что США прекращают свою конфронтационную по отношению к России политику дальнейшего расширения НАТО на восток с вовлечением в состав этой военной организации новых стран из числа бывших республик Советского Союза. Такие договоренности по Украине могли бы способствовать снятию американских и европейских санкций, введенных против России после начала украинских событий.

Как правило, сторонники расширения НАТО на восток и включения Украины, Грузии и других постсоветских республик в состав этого военного блока ссылаются на то, что эти страны независимы, суверенны и имеют право присоединиться к любому блоку по своему усмотрению. Эта аргументация имеет очень серьезный порок. Возьмем пример из новейшей истории, который фактически дезавуирует такую логику. В 1962 году Куба имела все законные права разместить на своей территории советские ядерные ракеты. Однако у американской администрации Джона Кеннеди на этот счет было иное мнение, и плевать она хотела на кубинские права. США поставили мир на грань ядерной войны, добиваясь того, чтобы СССР убрали свои ракеты. Этот пример наглядно демонстрирует, что одна страна, в данном случае Украина, конечно, имеет право вступить в НАТО, но это не исключает того, что Россия, воспринимая это как экзистенциальную угрозу для себя, также имеет право делать все, чтобы этого не произошло.

Ближний Восток

Применительно к ситуации в Сирии, Ираке и на большом Ближнем Востоке события могут развиваться следующим образом. При реальной смене парадигмы американской внешней политики следует ожидать, что стороны откажутся от линии, имевшей место с начала холодной войны и продолжающейся до сих пор, которая характеризуется как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного автоматически воспринимается как проигрыш другого. В таком случае можно отказаться от гибельных как для региона, так и для Москвы и Вашингтона, конкуренции и соперничества друг с другом, перейдя к реальному и глубокому сотрудничеству между военными и спецслужбами двух стран в войне против терроризма. Учитывая укрепившиеся отношения по линиям Россия—Иран, Россия—Турция, Россия—Ирак, Россия—Израиль, Россия—Египет, можно договориться о том, чтобы США и Россия со своими партнерами и союзниками разделили сферы ответственности в борьбе с «Исламским государством» (организация запрещена в России) и способствовали стабилизации ситуации на большом Ближнем Востоке.

Китай

Улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном окажет серьезное воздействие и на характер отношений в треугольнике США—Россия—Китай. Политика сменивших друг друга трех американских президентов — Билла Клинтона, Джорджа Буша и Барака Обамы — толкала Россию в объятия Китая, о чем с тревогой говорили многие американские эксперты. По мнению этих же экспертов, улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой при администрации Трампа положительно скажется на отношениях России с Западом в целом и значительно ослабит зависимость России от Китая. В обозримой перспективе российско-китайские отношения сохранят свою близость и доверительность, но по мере улучшения отношений Москвы с Вашингтоном станут более сбалансированными. В результате Россия получит больше пространства для маневра в отношениях как с Вашингтоном, так и с Пекином.

«Мировой жандарм»

Еще в одной сфере внешней политики новые подходы Трампа вполне могут оказаться благотворными для всей системы международных отношений. Есть сегодня в Европе политики и аналитики, которые считают, что США должны продолжать играть роль «мирового жандарма». В противном случае, по их мнению, увеличатся масштабы хаоса и неуправляемости в глобальной системе международных отношений. Увы, эти взгляды не соответствуют реалиям, сложившимся в мире. Роль единственного мирового жандарма, который сдерживает одни страны, наказывает другие и вознаграждает третьи, уже не под силу даже такой богатой и сильной стране, как Соединенные Штаты. Эта роль требует много затрат и мало дает взамен. Трамп, будучи бизнесменом, очень хорошо это понимает. Он, в отличие от профессиональных политиков, умеет считать деньги. Думаю, что для обеспечения глобального мира и стабильности на планете нужны несколько или даже много «жандармов», которые не находились бы в конфронтации друг с другом, а сотрудничали бы и делили сферы ответственности, если хотите, даже и сферы влияния, чтобы общими усилиями обеспечить безопасность в мире. Как показывает исторический опыт — Венский конгресс, Ялта, Потсдам, только когда несколько «полицейских» договариваются о зонах влияния и ответственности, мир вступает в длительный период стабильности и предсказуемости в своем развитии.

Риски и препятствия

Конечно же, существуют преграды на пути возможной реализации такой политики президентом Трампом.

Во-первых, это сам Трамп и видение им и его командой нового места США в мире и, наконец, определение им и его администрацией места России в этом мире.

Во-вторых, противники такой обновленной политики существуют как в рядах республиканцев в Конгрессе, так и среди демократов. Сегодня в США фактически сложился союз неоконов с либеральными интервенционалистами, чтобы не допустить подобных сдвигов в американской политике.

В-третьих, определенные круги в Западной Европе, особенно Польше и Прибалтике.

И последнее. Трудно сказать, как далеко готов пойти Трамп в своем переосмыслении американской политики в соответствии с новыми возможностями США. Но если он проявит твердость и последовательность, то, как показали результаты выборов, американский истеблишмент в своем большинстве его не поддержит, но американский народ точно поддержит. Именно это дает определенную надежду, что Трампу удастся в значительной степени реализовать свои взгляды на внешнюю и внутреннюю политику.

Это означало бы реальное окончание холодной войны с Россией и отказ от начала такой войны с Китаем и другими растущими державами. Это станет обеспечением американского лидерства не через сдерживание, доминирование и наказание, а через вовлечение посредством разделения ответственности между основными «полицейскими».