Звезды на интеллектуальном небосклоне

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
24 апреля 2017, 00:00

Новые форматы популяризации научного знания пришли в Тобольск вместе с фестивалем актуального научного кино

ФАНК
Фестиваль актуального научного кино прошел в Тобольске при поддержке компании «Сибур»

В городе, славном тем, что в нем родился Дмитрий Менделеев — человек, открывший периодический закон химических элементов, и провел последние дни однокурсник Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельм Кюхельбекер, экскурсии принято начинать с кладбища, где похоронен последний. Семь месяцев здесь провела семья Романовых: их привезли сюда из Царского села, и уже из Тобольска они отправились в свое последнее путешествие — в Екатеринбург. В память об этом по меньшей мере два ресторана названы именами дочерей последнего императора: Марии и Анастасии. В гостинце «Славянская» они, как и прежде, соседствуют с еще одним прославленным выходцем из здешних мест — Григорием Распутиным. Его именем назван ночной клуб, под который гостиница «Славянская» сдает помещение на втором этаже. Там главная приманка — «откровенные женские танцы». По пятницам и субботам ночное веселье продолжается до четырех утра, и его отзвуки отлично слышны в гостиничных номерах на третьем этаже, отчего те сдаются на 800 рублей дешевле.

Центральным событием фестиваля актуального научного кино стал Science Slam — серия десятиминутных научных докладов, которые молодые ученые делали в расчете на бурные аплодисменты аудитории: кому достанутся самые громкие, тот и победитель. В Тобольске научные чтения в новом формате проходили в баре «Джинн», своей неброской архитектурой напоминающем средних размеров автомобильный гараж. В отличие от столичного «Гаража» в Парке Горького его и в самом деле (если ресторанный бизнес даст трещину) можно приспособить под хранение автомобилей. В этот вечер бар был заставлен стульями, и сидевшие на них молодые люди вникали в особенности кристаллографии и политической кампании Дональда Трампа, в методы имплицитных инициаций и в результаты других научных исследований, снабженные для наглядности занимательными слайдами, среди которых не один раз попадались изображения котиков. В этот вечер больше всего аплодисментов досталось аспиранту МФТИ с «брендированной» фамилией Фея, для доходчивости изложения прибегнувшему к системе образов анимационного сериала «Смешарики». Едва ли стены бара «Джинн» до сих пор были свидетелями чего-нибудь подобного и вряд ли еще когда-нибудь будут. Кончилось все, как и полагается, вечеринкой с традиционными сопутствующими элементами: музыкой и алкоголем, который на сей раз располагал больше к дискуссиям, чем к танцам.

Прежде чем сойтись в интеллектуальном поединке, молодые ученые отработали свой фестивальный хлеб вводными выступлениями перед основной частью программы — документальными фильмами. Героем одного из них стал ныне действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен. Там есть кадры, снятые в ключевые моменты жизни новоявленного шахматного гения, в том числе во время его первой встречи за шахматной доской с Гарри Каспаровым. Мы своими глазами видим, как тринадцатилетний норвежец заставляет нервничать тогда еще сильнейшего шахматиста мира, и понимаем, с каким трудом далась тому ничья в этой партии более чем десятилетней давности. Сила игры Карлсена в том, что его ходы интуитивны и он удерживает в голове гигантскую справочную базу, помня все партии, записи которых хоть однажды видел. При этом у Карлсена нет друзей. Его постоянный круг общения — отец и сестры. По словам Магнуса, он непрерывно думает о шахматах. И больше его ничто не занимает. Мы видим, что отец шахматиста не предпринимал никаких сверхъестественных усилий, чтобы сын вырос таким, — он всего лишь направил его в ту сторону, где, как ему показалось, Магнус сможет себя проявить. Карлсен родился шахматной машиной там, где этого меньше всего можно было ожидать. Это было так же невозможно предсказать, как рождение Ломоносова в Архангельске, а Менделеева — в Тобольске. Иногда в таких случаях все, что требуется от окружающих, — устроить Science Slam, благодаря которому человек понимает, кто он такой на самом деле и на чем ему следует сосредоточиться в ближайшие годы, чтобы еще в этой жизни успеть сделать хоть что-то полезное для человечества.