В хозяйстве все сгодится

Александр Лесных
1 марта 2021, 00:00

Как и зачем промышленность Москвы переходит на экологичное вторсырье и снижает свое влияние на окружающую среду

ТИМУР АНИКЕЕВ

Объем вредных выбросов от столичных промпредприятий снизился на 14% за последние восемь лет. Об этом свидетельствует статистика департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, хотя заметить это изменение невооруженным глазом практически невозможно. На долю промышленности в общем балансе вредных выбросов приходится всего 7%, все остальное дает автотранспорт. Однако компании продолжают внедрять новые технологии и двигаться в сторону малоотходного производства, и дело тут не только в возросшей ответственности их руководителей и общемировой «моде» на экологичность.

На микроуровне технологии малоотходного производства позволяют значительно сократить траты на сырьевые запасы и упросить логистику, что в целом приводит к снижению себестоимости готовой продукции, а значит, и к повышению ее конкурентоспособности на рынке. Это хорошо видно на примере нескольких столичных предприятий, которые за счет внедрения таких технологий получают и новые выгодные контракты от предприятий других отраслей.

Нефть всему голова

Отдельные столичные предприятия постоянно работают и над модернизацией своего производства ради повышения экологической отдачи, причем в результате получается так, что от старых мощностей не остается практически ничего. К примеру, на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ), принадлежащем «Газпром нефти», недавно приступили к демонтажу установок прошлого поколения.

«Московский НПЗ приступил к важному этапу программы развития завода — демонтажу оборудования прошлого поколения. Это стало возможным благодаря масштабному проекту — пуску в работу самого современного в стране комплекса переработки нефти “Евро+”. Предприятие уверенно следует цели внедрять лучшие мировые технологии производства. И благодаря этому Московский НПЗ — на 80 процентов новый завод», — сказал генеральный директор предприятия Виталий Зубер.

Новый комплекс позволяет проводить полный цикл производства, от подготовки нефти до выпуска топлива. То есть устаревшие установки по подготовке нефти, ее первичной обработке, вторичной перегонке и выпуску высокооктановых компонентов бензина больше не нужны — их и убирают с завода. Освободившееся пространство в дальнейшем займет новое оборудование для более глубокой переработки нефти, что также скажется на повышении экологичности предприятия.

«МНПЗ — яркий пример того, как меняется облик промышленности. В последние годы компания обеспечила выпуск современной продукции, при этом значительно повысив энергоэффективность и снизив воздействие на окружающую среду», — объясняет глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров. — Одним из главных проектов внутри программы модернизации завода стали биоочистные сооружения “Биосфера”, с помощью которых МНПЗ превратился в предприятие с практически полностью замкнутым циклом водопотребления».

В целом программа комплексной модернизации МНПЗ рассчитана на срок до 2025 года — уже пройдено два этапа из трех, на них ушло 250 млрд рублей из запланированных 350 млрд. По словам Александра Прохорова, экологичность предприятия уже выросла в четыре раза. Причем в процессе последнего этапа модернизации предприятие полностью откажется от выпуска мазута.

Безотходное производство

Столичные предприятия уже давно активно внедряют в производство использование вторичного сырья.

Так, в 2019 году PepsiCo ¬начала в России эксперимент по использованию переработанного пластика (rPET) в составе упаковки для напитков. В 2020 году количество rPET в упаковке удалось увеличить вдвое. 

«Заботясь о планете, мы последовательно снижаем на наших производственных предприятиях потребление природных ресурсов. Потребление электроэнергии на заводах по сравнению с 2010 годом сократилось на 14–18 процентов (в зависимости от категории), воды — на 17–22 процента. Весьма впечатляюще выглядят и показатели переработки отходов производства: от 82 процентов в напитках до 93 процентов в снеках и 97 процентов в соках. Это практически безотходные производства. Одной из важнейших целей компании в области устойчивого развития является стремление кардинально изменить то, как потребители используют нашу упаковку: мы верим, что пластик никогда не должен становиться мусором. Компания поставила перед собой амбициозные цели до 2025 года: разработать упаковку, которая будет полностью перерабатываемая, компостируемая и биоразлагаемая; увеличить долю перерабатываемых компонентов в пластиковой упаковке до 25 процентов; на 35 процентов сократить компоненты из первичного пластика в упаковке наших напитков», ¬- рассказал «Эксперту» директор по коммуникациям «PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия» Александр Костиков. Кстати, в Москве расположены два предприятия компании — Лианозовский молочный комбинат и Царицынский молочный комбинат (входят в «Вимм-Билль-Данн»), которые имеют статус промышленного комплекса, что дает значительные льготы: снижение региональной части налога на прибыль, а также налога на имущество и землю.

В 2020 году PepsiCo совместно с «Яндекс.Картами» также запустила проект по раздельному сбору упаковки. Цель проекта «Утилизируй правильно» — вовлечь потребителей в сортировку отходов и научить их делать это правильно. Для этого на этикетках бутылок расположены специальные QR-коды, ведущие на интерактивную карту сервиса «Яндекс.Карты». Кроме того, увидеть места для утилизации можно, используя запрос «Раздельный сбор отходов» в поисковой строке. Добавлять новые места по раздельному сбору отходов могут не только организаторы, но и сами пользователи сервиса.

Пластмассовый мир проиграл

Отдельно стоит упомянуть и предприятия корпорации «Экополис», основная сфера деятельности которых — переработка и утилизация отходов электронного и электрического оборудования. Всего у компании три завода, два в Москве и один в Орловской области. 

Первоначально корпорация предполагала заниматься извлечением и продажей драгметаллов из электронных плат — для этой работы был спроектирован орловский завод «Аурус». Но затем руководство корпорации решило, что, если работать только с платами, в результате будет оставаться огромное количество пластика от корпусов различной электронной техники. И было принято решение начать перерабатывать и его.

«Развивая мысль дальше, мы задумались о том, что в электронике содержится огромное количество пластика — его доля доходит до 40 процентов. Но все пластики разные, в системном блоке компьютера — один, в мониторе — совсем другой. И куда их девать? Мы пытались искать на рынке компании, которые могли бы эти различные пластики переработать, но таких не оказалось, — вспоминает гендиректор корпорации Максим Лобанов. — Так мы создали завод “Экопласт”, пожалуй, самый социальный наш проект. Он перерабатывает пластики и производит из них вторичное сырье. Так получилась сырьевая цепочка: от старого компьютера до вторичного сырья, готового для производства чего-то нового».

Столичный «Экопласт» занимается переработкой пластиков из оборудования с истекшим сроком годности. Всего он перерабатывает порядка 14 тыс. тонн корпусного пластика в год, из которого получается высококачественная вторичная пластиковая гранула ABS, PS или PP. Ее можно использовать вместо первичного сырья или как «подмес» к нему. Покупатели такой продукции в основном производители стройматериалов, бытовой техники и электроники, товаров народного потребления и автопром. 

При производстве гранул пластик, обработанный в рамках первичного процесса и разделенный на различные виды, подвергается лазерной фильтрации и двойной дегазации, но благодаря установленному на заводе оборудованию для фильтрации газов предприятие не выбрасывает в атмосферу вредных веществ. Не осуществляются и сбросы сточных вод в городскую канализацию: стоки очищаются, и вода вновь используется в производственных процессах.

Стоит отметить, что 70% сырья, которое «Экопласт» использует для переработки, поступает со второго столичного завода корпорации — «Экотехпрома», а еще 30% закупается у сторонних компаний на рынке. При этом компания тесно сотрудничает с ритейлом, что позволяет ей пускать в переработку все больше использованных электронных устройств, которые в результате не оказываются на свалке: каждый житель Москвы в год в среднем производит около 21 килограмма отходов, состоящих из электронного и электрического оборудования, но преимущественно вклад в этот показатель вносят коммерческие компании. 

В качестве одного из таких проектов можно назвать сотрудничество корпорации «Экополис» с крупнейшим российским ритейлером в области бытовой техники и электроники «М.Видео—Эльдорадо». К середине прошлого года в столице была полностью запущена программа, в рамках которой любой человек может принести старую технику в магазины торговой сети и сдать ее на переработку, даже не делая никаких покупок. Такая услуга доступна в любом районе столицы и в крупных городах Московской области, и вся принесенная горожанами техника отправляется на заводы корпорации.

«Я думаю, что Москва уже в ближайшее время может реально стать европейским городом в деле утилизации электроники. Москва обречена перерабатывать, ведь плотность населения здесь крайне высока, — говорит Максим Лобанов. — Задача колоссальная, но, если она будет решена, наша столица станет лидером не только в России, но, я уверен, и среди европейских мегаполисов».

Использование малоотходных технологий в целом положительно сказывается на экономике любого предприятия, объясняет депутат Мосгордумы и председатель комиссии по экологической политике Александр Соловьев. Учитывая, что за любым столичным предприятием пристально следят надзорные органы, не уделяя должного внимания вопросу экологичности, его руководство рискует нарваться на серьезные штрафы и критику со стороны близлежащих районов — в век развитых информационных технологий любая негативная информация моментально разлетается по соцсетям и уже оттуда попадает в СМИ. Помимо денежных взысканий недобросовестное предприятие может запросто испортить свою репутацию в деловых кругах и потерять клиентов.