Без прошлого нет будущего

Дмитрий Глумсков
10 мая 2021, 00:00

Александр Цыбульский: «По большому счету перед нами стоит глобальная задача — вернуть людям желание оставаться на Севере, работать здесь и сейчас на благо всей страны»

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский

Архангельская область всегда считалась особым регионом, если не сказать обособленным. Мощные исторические и культурные традиции, масштабные промышленные проекты, крепкое локальное предпринимательство заставляют воспринимать Поморье как один из немногих примеров выстраивания правильной конфигурации взаимодействия между властью, бизнесом и жителями региона. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский рассказал «Эксперту», как регион пережил пандемийный год, и определил перспективные направления работы.

— Экономика России постепенно восстанавливается после сложного пандемийного года. Какие приоритеты развития поставлены во главу угла в Архангельской области?

― Экономика действительно восстанавливается, мы начинаем совершенно отчетливо осознавать верность тех решений, которые были приняты в период пандемии в 2020 году. Это и решения в отношении бизнеса в виде снижения налоговой нагрузки и предоставления конкретных мер поддержки, в том числе финансовой. Я говорю в первую очередь о по-настоящему беспрецедентных мерах, которые были инициированы президентом России Владимиром Путиным, правительством РФ, и о тех, которые мы принимали на уровне региона. Это позволило нам сохранить предприятия малого и среднего бизнеса, рабочие места и в целом пережить пандемию с наименьшими потерями. Конечно, структуру расходов бюджета нам, как и всем, пришлось перестраивать, в первую очередь направляя дополнительные средства на медицину. Но благодаря в том числе поддержке из федерального бюджета в целом наш бюджет был сбалансирован.

Главная задача сегодня — выйти на нормальные темпы работы, вернуть экономику на рельсы «доковидного» периода, что мы уже практически сделали, и наращивать обороты. Я хочу сказать, что, несмотря на сложности прошлого года, в экономике у нас все же преобладали позитивные тенденции: общий объем инвестиций в основной капитал в экономику Архангельской области в 2020 году составил 108,6 миллиарда рублей. Это на пять процентов больше, чем годом ранее. В абсолютном выражении прирост составил 12,4 миллиарда рублей. Это произошло преимущественно за счет наших крупных предприятий в сфере рыбодобычи, лесной промышленности. То есть реальность оказалась не такой пессимистичной, как прогнозы. И сейчас наша задача ― сохранить благоприятный климат для бизнеса, обеспечив сохранение стабильных и предсказуемых политических и экономических условий в области.

Приоритет ― привлечение инвестиций и за счет этого создание комфортных условий для жизни людей в нашем регионе.

― Очередная «новая экономическая реальность» ― какой вы ее видите в глобальных масштабах и как она может быть выражена в региональной истории? Каковы ваши приоритеты в формировании устойчивых взаимоотношений между властью и бизнесом?

― На мой взгляд, здесь важно отметить, что пандемия, при всей ее агрессивности и влиянии практически на все сферы жизнедеятельности не только регионов, но и нашей страны и всего мира, не сбила нас с курса развития, определенного главой государства.

Национальные проекты, о приостановке реализации которых в середине прошлого года говорили многие, мы продолжаем реализовывать. Причем если говорить о нашем регионе, в частности о нацпроекте «Жилье и городская среда», то мы не просто продолжаем работать в прежних темпах, мы работаем, и вполне успешно, над привлечением большего объема финансирования на строительство жилья для переселения из аварийных домов. То есть берем на себя повышенные обязательства.

На мой взгляд, новая экономическая реальность для России заключается в том, что для всех стала абсолютно очевидна роль государства практически в любых сферах. Я глубоко убежден, что без господдержки самых разных отраслей экономики в период пандемии мы, честно говоря, недосчитались бы многих компаний, которые раньше со стороны могли казаться вполне успешными и ни от кого и ни от чего не зависящими.

Мне кажется, главное в этой новой экономической реальности, что изменилась сама система управления любыми процессами: и государственными, и бизнесом, — и сам формат взаимодействия власти и бизнеса был перестроен и адаптирован к этой новой реальности. Мы все, по большому счету, за прошедший год обрели навыки антикризисного менеджмента. Сейчас важно правильно ими воспользоваться.

А что касается моих приоритетов в выстраивании отношений между властью и бизнесом, то они в первую очередь должны быть абсолютно прозрачными. В этом смысле мы для себя определили, на мой взгляд, единственно верный инструмент совместной работы ― инвестиционные соглашения. Мы помогаем бизнесу развиваться через создание инфраструктуры поддержки в обмен на готовность бизнеса вкладываться в социально-экономическое развитие территорий своего присутствия. Понятный, прозрачный договор, который позволяет «измерить» результат.

― Пересматривались ли принципы стратегии развития Архангельской области? Какие пункты являются основополагающими на данный момент?

― Стратегия развития региона ― документ абсолютно, что называется, живой, и было бы странно «цементировать» его на десятилетия, не предполагая внесения изменений для актуализации возникающих новых задач.

В целом наши стратегические направления понятны: это развитие промышленности при соблюдении приоритетов сохранения экологической безопасности территории, развитие предпринимательства, создание условий для экономического роста и роста благосостояния людей, живущих в регионе. Стратегически наши планы неизменны, другое дело ― задачи, которые мы ставим перед собой и реализация которых выстраивается в зависимости от появления как новых вызовов, так и новых возможностей и компетенций, которые мы приобретаем.

Несмотря на сложности прошлого года, в экономике преобладали позитивные тенденции: общий объем инвестиций в основной капитал в экономику Архангельской области в 2020 году составил 108,6 млрд рублей. Это на пять процентов больше, чем годом ранее. В абсолютном выражении прирост составил 12,4 миллиарда рублей

Если говорить о моем личном взгляде на развитие региона, то по прошествии года работы могу сказать, что, как говорится, без прошлого нет будущего. А прошлое у Архангельской области с точки зрения истории, с позиции природного и промышленного потенциала очень богатое. Многое было утрачено со временем, к сожалению. Но вместе с жителями региона, которые готовы трудиться, мы всерьез настроены на то, чтобы вернуть Архангельской области ее, не побоюсь этого слова, славу портового региона, поддерживать людей, которые династиями вносят вклад в оборонную безопасность нашей страны. По большому счету перед нами стоит глобальная задача — вернуть людям желание оставаться на Севере, работать здесь и сейчас на благо всей страны.

― Каким вы видите развитие Поморья как части Арктики, в том числе через взаимодействие с другими арктическими регионами? Как возможно победить в конкурентной борьбе с другими регионами за инвестора?

― Я о своем отношении к «борьбе» между регионами уже говорил неоднократно. На мой взгляд, победит тот, кто перестанет воспринимать регионы как конкурирующие субъекты. Если говорить об арктических территориях, то, я считаю, сегодня важно выработать такой подход к развитию Арктики, при котором Арктическая зона РФ будет позиционироваться с точки зрения целостности ее экономического пространства. В этом смысле важно оценивать влияние, в том числе негативное, которое оказывает реализация преференциальных проектов в одних регионах на другие территории ― где появляется упущенная выгода и недополученные доходы. Я говорю о схожести экономического устройства арктических регионов. У нас во многом идентичен ресурсный потенциал. Каждый из субъектов может считать своим конкурентным преимуществом то же, что считает своим преимуществом ближайший «сосед». При этом государственная поддержка крупного инвестпроекта в одном регионе автоматически блокирует реализацию аналогичного проекта в другом, сводит его конкурентность практически к нулю. И в этом мне видится риск нарушения целостности стратегических планов развития российской Арктики. Взаимоотношения между субъектами РФ, я считаю, должны выстраиваться через межрегиональные кооперационные цепочки. В этом развитие, а не в борьбе.

― В одном из интервью вы сказали, что Архангельская область ― особенная территория с точки зрения ментальности. В чем эта особенность выражается и как находит свое отражение в развитии экономики региона?

― Я говорил и сейчас готов подтвердить с еще большей уверенностью, что Архангельская область и люди, которые здесь жили и живут сейчас, вносили и продолжают вносить огромный вклад в развитие нашего государства. Архангельская область — это первый порт, первые военные корабли, это первая морская победа около Новодвинской крепости. Здесь на протяжении столетий формировалась вся валютная выручка страны. Это богатейшие места и вековые традиции. И все это на генном уровне заложено в людях, которые здесь живут, это передано предками. И историко-культурный код на протяжении нескольких десятилетий, мягко говоря, не поддерживался, но в умах и сердцах людей он жив. Поэтому гордость за свой регион мы должны людям вернуть. У нас для этого все, по большому счету, есть. Нужно работать. Работаем.

Архангельск