IPO Mercury Retail Group: подождем до лучших времен

15 ноября 2021, 00:00
НАИЛЬ ФАТТАХОВ/ТАСС
У инвесторов заметно снизился интерес к сектору ритейла

Начало ноября озадачило инвесторов: в день торгов, 3 ноября, каршеринговая компания «Делимобиль» перенесла IPO, а на прошлой неделе, 9 ноября, за день до начала торгов, IPO перенесла еще одна российская компания — Mercury Retail Holding (торговые сети «Красное & белое» и «Бристоль»). Источники СМИ уверяли, что компании пользовались спросом: книги заявок были переподписаны.

Обе компании, объясняя перенос IPO, сослались на неблагоприятные рыночные условия. Однако условия за последнее время не изменились, уверяют эксперты, и компании поставили IPO на паузу по каким-то своим причинам: скорее всего, акционеров не устроила цена сделки либо перспективы дальнейших котировок акций. «Делимобиль» не собирается ждать слишком долго: первичное размещение акций переназначено на начало 2022 года. Mercury Retail Group пока не назвала даже примерную дату.

Эти два IPO по-своему интересны для инвесторов. «Делимобиль» — первая российская каршеринговая компания, заявившая о выходе на IPO (см. «“Делимобиль”: трудности коммунистического роста», «Эксперт» № 43 за 2021 год). «Красное & белое» и «Бристоль» — третий по обороту ритейлер в стране, насчитывает более 14 тыс. торговых точек, их базовый ассортимент — алкогольная продукция. Все средства от IPO должны были получить текущие акционеры компании. Впрочем, компания пообещала открыть не менее 50 тыс. магазинов в России начиная с 2023 года — порядка трех тысяч в год, что указывает на намерение динамично развивать торговые сети.

Mercury Retail Group продемонстрировала хорошие финансовые показатели за первое полугодие 2021 года: чистая прибыль составила 19 млрд рублей, рентабельность чистой прибыли — 5,8%, выручка — 328,7 млрд, EBITDA — 35,9 млрд, рентабельность EBITDA — 10,9%. Рыночная капитализация компании перед IPO — 12–13 млрд долларов. Для сравнения: лидеры по доле на рынке ритейла X5 и «Магнит» идут с большим отрывом от Mercury Retail Group по объемам продаж. За первое полугодие 2021 года выручка X5 составила более триллиона рублей, выручка «Магнита» — 822,2 млрд. Но по прибыли за первое полугодие 2021 года тройка лидеров примерно равна: у X5 чистая прибыль — 22,56 млрд рублей, у «Магнита» — 22,9 млрд и 19 млрд — у Mercury Retail Group.

Аналитики прогнозировали последней достаточно успешное IPO наравне с «Магнитом» и связывают перенос размещения с поведением инвесторов, у которых в последнее время заметно снизился интерес к сектору ритейла. «Акции практически всех ритейлеров демонстрируют слабую динамику из-за отсутствия значимых драйверов роста у сектора в целом и достаточно высокой базы прошлого года. Исключением из этого правила стал только “Магнит’, — говорит аналитик ФГ “Финам” Сергей Кауфман. — GDR того же Fix Price с момента мартовского IPO упали на 17 процентов, что неизбежно настораживает потенциальных участников размещения Mercury Retail. Наша оценка GDR Mercury Retail Group составляла 6,09 доллара, что входило в диапазон размещения, но не давало ожиданий по росту котировок».

В настоящее время инвесторы, особенно иностранные, проявляют интерес, скорее, к таким секторам, как агропромышленный комплекс, промышленное производство и технологические компании. «Крайне успешно в прошлом году разместился Ozon, недавно по верхней границе прошло IPO ЦИАН, взлетел после IPO девелопер “Самолет”, хотя интерес к данной истории появился не сразу, — перечислил г-н Кауфман. — При этом в традиционных отраслях он не такой большой: участники IPO Fix Price, “Совкомфлота” и “Ренессанс страхования” пока что вряд ли удовлетворены».