Когда мотор меньше, но мощнее

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
29 ноября 2021, 00:00

Тенденция уменьшения автомобильных двигателей добралась до верхних автомобильных сегментов: выходящий на российский рынок новый Toyota Land Cruiser 300 имеет меньший по объему мотор, но при этом отличается более высокой экономичностью и улучшенными динамическими характеристиками

«Огорчил меня шепот “Тойоты”, кто-то спилил два “горшка”, харакири им! — подобными шуточными стихами в стиле традиционной японской поэтической миниатюры хокку комментируют на интернет-форумах появление на российском рынке нового поколения модели Land Cruiser 300, которая считается одной из самых значимых новинок российского автомобильного рынка уходящего года. Дело в том, что новый флагман ведущей японской автомобильной компании оснащается теперь моторами, которые имеют не восемь цилиндров как раньше, а шесть с рабочим объемом не 4,5, а 3,3 литра.

Решение инженеров Toyota урезать силовой агрегат у самой своей статусной модели вполне выдержан в русле современной тенденции «даунсайза», или уменьшения двигателей под капотом современных авто. С одной стороны, этот тренд подпитывают ужесточающиеся экологические требования (чем меньше объем двигателя, тем меньше вредных выбросов). С другой стороны, меньший по размерам и весу мотор повышает некоторые характеристики автомобиля, прежде всего экономичность в плане расхода горючего. Ну а как быть с динамическими характеристиками? Тут автопроизводители применяют технологии, в первую очередь связанные с впрыском топлива, когда оснащенный одной, а иногда и двумя турбинами мотор имеет более высокий крутящий момент, чем традиционные атмосферные силовые агрегаты, что дает автомобилю возможность более динамично вести себя на дороге.

Вот и разработанный японскими инженерами с «чистого листа» и представленный недавно новый дизельный мотор V6 для Toyota Land Cruiser 300 при меньшем рабочем объеме 3,3 л имеет более высокую мощность — 299 л. с. (прежний дизельный мотор на Land Cruiser 200 имел рабочий объем 4,5 л и мощность 249 л. с.). Столь значимое увеличение мощности произошло прежде всего за счет использования в конструкции нового мотора двух турбин — высокого и низкого давления, которые обеспечивают более эффективный впрыск топлива. Одновременно в подаче горючего в мотор участвуют оснащенные специальными датчиками «интеллектуальные» форсунки, позволяющие более экономично расходовать топливо.

То, что новый двигатель способен придавать автомобилю неплохую динамику, можно было прочувствовать во время тест-драйва нового Land Cruiser 300 по дорогам Дагестана: согласно паспортным данным, машина теперь может разгоняться до 100 км/ч за семь секунд (раньше было девять секунд), а расход топлива составляет 8,9 л на 100 км.

Правда, пока новая конструкция дизельного двигателя вызывает у поклонников модели сомнения, насколько он будет долговечен. Действительно, мотор уменьшился в размерах, одновременно увеличилась его мощность, значит, возросла нагрузка на его элементы. Но представители японской компании уверяют, что мотор не разочарует своей надежностью и что он так же долго будет безотказно служить своим владельцам. Так ли это будет на самом деле, покажет только время.

Но однозначно поклонники японской модели аплодируют тому факту, что у Land Cruiser 300 осталась рамная конструкция кузова, причем она получила новую схему: рама на машине теперь сварена при помощи новой технологии лазерной сварки, что позволило ей избавиться от ряда дополнительных усиливающих элементов. За счет этого она стала легче и при этом прочнее, чем в Land Cruiser предыдущего поколения. Одновременно для облегчения веса у нового Land Cruiser большинство наружных деталей кузова стали алюминиевые. В частности, это передние крылья, капот, пятая дверь багажника и даже крыша.

Новый Land Cruiser вышел на российский рынок еще летом, но сначала появилась модификация с бензиновым двигателем, сейчас же к дилерам поступает дизельная версия «трехсотого», на которую производитель делает особую ставку: по опыту продаж Toyota Land Cruiser предыдущего поколения на дизельный вариант автомобиля приходится порядка 70% общего спроса. На презентации дизельной версии машины представители японской компании рассказали, что Россия играет особую роль в глобальных продажах Toyota Land Cruiser и находится на четвертом месте после ОАЭ, Австралии, Японии.

По итогам первых десяти месяцев текущего года Toyota занимает уверенную пятую строчку в списке самых продаваемых автомобильных брендов в России: с января по октябрь в РФ было продано 79,9 тыс. автомобилей, прирост составил 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, представители японской марки признают, что сейчас серьезным сдерживающим фактором их продаж в России является дефицит машин. Это касается и нового Land Cruiser 300, ожидать которого сейчас приходится до нескольких месяцев. Скачут и цены: формально розничная стоимость дизельного Land Cruiser начинается с 5,8 млн рублей. Однако потенциальные покупатели жалуются, что в дилерских центрах на новинку «навешивают» различное дополнительное оборудование и сейчас трудно найти машину дешевле, чем за 8–9 млн рублей.