Ждем российского лития

18 апреля 2022, 00:00
ВАСИЛИЙ КУЗЬМИЧЕНОК/ТАСС
Они не исчезнут, и не надейтесь

Заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга России Владислав Демидов заявил, что у России начались «гигантские» проблемы с литием из-за прекращения поставок из двух южноамериканских государств.

Реакция на эти слова как в отраслевом сообществе, так и в медиапространстве последовала такая, что многим впору было бы прописать литиевые препараты, которые в медицине применяют для лечения аффективных расстройств.

Между тем помимо чилийских и аргентинских компаний, завязанных на американскую Tesla и потому вынужденных следовать в русле экономической политики США, надежным поставщиком лития для нашей страны остается Боливия. Есть у нас и собственные месторождения щелочного металла, освоение которых уже начато.

Еще до украинского кризиса глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр промышленности Денис Мантуров подписали соглашение о реализации проекта по добыче и переработке пластовых рассолов (минерализованных подземных вод) Ковыктинского месторождения для получения соединений лития и других ценных компонентов.

«Работа идет в соответствии с подписанным в феврале 2022 года Минпромторгом России, “Газпромом” и Иркутской нефтяной компанией планом мероприятий», — сказали «Эксперту» в управлении информации «Газпрома».

Иркутская нефтяная компания появилась в ковыктинском проекте потому, что у нее есть компетенции по работе с литийсодержащими попутными водами Ярактинского месторождения.

Получать литий можно двумя способами. Более дорогой — это добыча руды с последующим извлечением из нее литиевого карбоната. Выпаривание же рассолов из подземных вод обходится добытчикам почти вдвое дешевле. Именно это и собираются делать на Ковыкте. Источник «Эксперта», знакомый с ситуацией, сообщил, что в промышленных масштабах ковыктинский, как и ярактинский, литий вполне может стать реальностью через два-три года. А небольшие пробные партии могут появиться и менее чем через год.

По некоторым оценкам, запасы лития в России составляют порядка миллиона тонн. Помимо Восточной Сибири еще одно значимое месторождение есть в Мурманской области (твердые минералы, или сподумен). Всего на просторах нашей страны имеются 17 участков с залежами литиевого сырья. Таким образом, перспективы перестать от кого-либо зависеть в части лития у России неплохие. Но пока его приходится импортировать.

В ближайшее время за поставки лития из Боливии, обладающей, по опубликованным в 2021 году данным Геологической службы США, самыми большими запасами этого элемента в мире (21 млн тонн), можно не слишком волноваться. После возвращения к власти осенью 2020 года пророссийски ориентированных социалистов политическая ситуация в стране стабилизировалась.

Однако необходимо учитывать, что объемы добычи в этой стране пока ограничены по техническим причинам: она лишь недавно вышла на рынок. Там производят всего около 2 тыс. тонн лития в год. Для сравнения: в Чили в последнее время добывают 25–26 тыс. тонн в год, а в Аргентине — 6,2 тыс. тонн. Наращивание Ла-Пасом производства хотя бы до 15 тыс. тонн, что уже анонсировали власти, может стать неплохим «литиевым» драйвером для боливийской экономики. Россия вполне могла бы инвестировать в расширение данного производства.

Из не присоединившихся к антироссийским санкциям стран литий есть также в Китае (5,1 млн тонн). Но власти КНР мудро предпочитают продавать за рубеж не литиевое сырье, а готовые изделия с ним.

В прошлом, ковидном, году границу России пересекло около 8 тыс. тонн карбоната лития. В позапрошлом, на фоне пандемии коронавируса, — 7,5 тыс. тонн.

Цена лития на мировом рынке сейчас кусается. «В январе карбонат лития стоил более 48 тысяч долларов за тонну. По сравнению с январем 2021 года он подорожал на 430 процентов», — отметил доктор экономических наук, промышленный эксперт Леонид Хазанов.

В настоящее время у нашей страны имеется стратегический запас лития, ориентированный в основном на нужды госкорпорации «Росатом». Но его размеры являются гостайной.

Литий наиболее востребован в нескольких областях народного хозяйства. Первая — это, конечно, ядерная энергетика. Здесь он используется при получении радиоактивного изотопа водорода трития и для создания систем защиты реакторов. Вторая — электротранспорт и производство батарей. Именно в эту отрасль экономики уходит основная часть добываемого в мире сырья. Кроме того, литий нужен для металлургии и фармакологии. Но для двух последних секторов, если речь идет о нашей стране, он не столь критически значим, как для двух первых.

Творцы западных санкций были бы счастливы увидеть, как с улиц Москвы пропадают оснащенные литий-титанатными аккумуляторами (вариант литий-ионных) электробусы. Однако этого в ближайшие годы точно не произойдет.

«Первая замена батарей предусмотрена через семь с половиной лет с начала эксплуатации электробуса. Таким образом, регламентные работы по замене батарей на электробусах первой поставки состоятся не ранее чем в 2025–2026 годах», — сообщили «Эксперту» в пресс-службе ГУП «Мосгортранс».

Стоит отметить, что приведенные в заявлении московских транспортников сроки вполне коррелируют с теми, что называются в контексте добычи литиевого сырья в Сибири. Таким образом, имеется достаточно большой временной люфт. Нужно лишь использовать его, а не предаваться панике.