Ковидный режим для военных реалий

24 октября 2022, 00:00
TASS

Управленческая вертикаль перестраивается на военные рельсы. Владимир Путин подписал ряд важных указов, которые упрощают и систематизируют работу всех ветвей власти и региональной бюрократии в контексте специальной военной операции (СВО) на Украине.

В ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях введено военное положение. Последний раз такой правовой режим принимался в начале Великой Отечественной войны. Для регионов также вводятся разные уровни реагирования. Средний — для восьми субъектов, пограничных с Украиной и районом СВО. Повышенный уровень реагирования — для 18 регионов Центрального и Южного федеральных округов. Максимальный, собственно, и есть военное положение.

Уровни реагирования предполагают различные полномочия глав регионов и силовых структур в зависимости от обстановки. Согласно закону, на территориях с военным положением ограничивается въезд и выезд граждан, разрешается изымать имущество, необходимое для нужд обороны, действует военная цензура, ограничены политические акции. Но для сегодняшнего случая в новых регионах России актуальны, скорее, иные пункты: контроль и досмотр транспорта на дорогах, комендантский час, возможность привлекать граждан к строительству оборонительных сооружений. И важнейшее — возможность принудительно переселять граждан из опасных зон, чем сейчас как раз активно занимаются в зоне СВО.

На территориях с уровнями реагирования пониже губернаторы получат право усиливать контроль за безопасностью, охрану объектов, дорог, ограничивать движение транспорта, использовать гражданскую инфраструктуру для нужд фронта и тоже временно отселять людей с опасных участков. Никаких ограничений на передвижение по территории страны, а также на пересечение границы России вводить не будут.

Таким образом, региональные власти получают дополнительные возможности для обеспечения безопасности мирного населения, а также для бытовой и технической помощи армии. Ранее регионам было разрешено тратить местные бюджеты на закупку военного снаряжения и даже техники (например, коптеров) для мобилизованных и военных частей, обеспечивать солдат жильем, одеждой и продовольствием.

В каждом регионе созданы оперативные штабы под руководством глав субъектов, а координировать их работу на федеральном уровне будет мэр Москвы Сергей Собянин в рамках специальной рабочей группы Госсовета. На данный момент предполагается, что это, скорее, консультативный орган. А исполнительный — образованный при правительстве Координационный совет, который возглавит премьер-министр Михаил Мишустин; он будет непосредственно решать возникающие на региональном уровне вопросы, согласовывать их с силовиками и выделять финансирование.

Эту систему сначала поспешили сравнить с Государственным комитетом обороны времен Великой Отечественной. Однако, разобравшись с полномочиями и уровнями ответственности, эксперты проводят аналогию с управленческой моделью, обкатанной во время борьбы с коронакризисом. Обращает на себя внимание то, что силовики в данной системе не вышли за рамки своих полномочий. Не расширили собственный функционал и представители Совбеза. Страна встает на военные рельсы, но пока это все еще рельсы для локальной СВО.