В XX веке в России было не так много периодов, когда молодые писатели получали шанс на широкое общественное признание. Один из них пришелся на 1910-е годы, когда были опубликованы первые поэтические сборники Марины Цветаевой (в 18 лет), Осипа Мандельштама (в 22), Владимира Маяковского (в 20), Анны Ахматовой (в 23), Сергея Есенина (в 21). Этому способствовали конкуренция между частными издательствами, разнообразие литературной среды и энтузиазм читательской аудитории. 1920-е годы принесли череду ярких прозаических дебютов: Валентин Катаев (в 27 лет), Илья Ильф (в 31), Евгений Петров (в 26), Михаил Шолохов (в 21), Борис Пильняк (он успел дебютировать в 24 года еще в конце 1910-). В это десятилетие издательские фильтры становятся куда более жесткими. Первый роман Михаила Булгакова «Белая гвардия», начальную версию которого он написал в 33 года, при его жизни в СССР отдельной книгой так и не вышел. Ему удалось выпустить только три сборника рассказов. Все — в 1920-е годы.
Новое окно возможностей для ранних дебютов в России открывается в послевоенное время. В начале 1950-х выходит первая книга стихов двадцатилетнего Евгения Евтушенко. В начале 1960-х — первые книги Андрея Вознесенского (ему на тот момент исполняется 27 лет) и Беллы Ахмадулиной (в 25). У Василия Аксенова его повесть «Коллеги» вслед за журнальной публикацией выпущена отдельной книгой тиражом 150 тыс. экземпляров. На тот момент ему 29 лет. Одновременно вышел снятый по ней фильм. У Фазиля Искандера первый сборник стихов выходит, когда ему исполняется 31. У Василия Шукшина дебютный сборник рассказов — в 34, уже после первого снятого им фильма.