Каспийский кластер — точка притяжения инвестиций в МТК «Север — Юг»

Ксения Клепча
12 июня 2023, 00:00

Через портовую особую экономическую зону в Астраханской области по МТК «Север — Юг» уже в этом году пройдут первые грузы, а в промышленной ОЭЗ строят современные контейнеровозы для доставки этих грузов по Каспийскому морю.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОЭЗ «ЛОТОС»
Портовая ОЭЗ — первый этап обустройства (8-й и 9-й причалы морского порта Оля)

Это далеко не весь перечень проектов, реализуемых в Каспийском кластере, который объединил две особые экономические зоны в Астраханской области: промышленную и портовую.

Сегодня в двух ОЭЗ работают 16 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций более 50 млрд рублей. Резидентам предоставляют привлекательные налоговые льготы и другие преференции:

  • 2% налог на прибыль;
  • 0% налог на имущество, транспортный и земельный налоги;
  • 0% НДС (для резидентов портовой ОЭЗ).

В обеих ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны и строится современная инженерная и транспортная инфраструктура.

В промышленной ОЭЗ «Лотос» работает одноименный судостроительный завод, который входит в Южный центр судостроения и судоремонта ОСК. Сегодня там строятся современные суда, в том числе первые российские контейнеровозы, предназначенные для перевозки по Каспию контейнеров международного стандарта.

Продолжает расширять производство на территории астраханской ОЭЗ крупный российский производитель геосинтетических материалов «Гекса Лотос». Продукция завода пользуется большой популярностью — в частности, она использовалась при строительстве космодрома Восточный. Кроме того, построен и вводится в эксплуатацию крупнейший в Южном федеральном округе завод по производству кормов для рыб и домашних животных. Строится завод моющих средств иранских брендов. На подходе — строительство предприятий с участием компаний из России, а также Италии и Китая.

Активными темпами развивается и портовая ОЭЗ в Астраханской области. Она создана в целях привлечения инвестиций в строительство современной портовой инфраструктуры для увеличения грузооборота по МТК «Север — Юг» и призвана стать важным логистическим хабом, который обеспечит связь России и Белоруссии с прикаспийскими государствами и странами Ближнего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии и Африки.

Резиденты портовой ОЭЗ реализуют проекты по строительству контейнерного терминала, а также мощностей для приема, хранения и отгрузки зерновых культур и растительного масла. Началось строительство инфраструктуры первого этапа развития портовой ОЭЗ — 8-го и 9-го причалов порта Оля. Мощность причалов составит около 3 млн тонн. Обустройство этой территории вместе с возведением объектов якорного резидента портовой ОЭЗ — ПЛК «Каспий» — позволит создать современные мощности для перевалки контейнерных и других грузов по международному транспортному коридору «Север — Юг». Второй этап развития портовой ОЭЗ предполагает строительство новых причалов в районе ильменя Забурунный (на 7 км южнее порта Оля), их мощность составит 8 млн тонн с дальнейшим увеличением.

«Это начало создания совершенно новой современной инфраструктуры для приема контейнерных грузов, которой в регионе не было. Сегодня товаропроизводители и логисты переориентируют свои грузы на Каспий. Эксперты считают, что к 2050 году грузовая база этого коридора достигнет 100 миллионов тонн. При проектировании портовой ОЭЗ мы рассчитывали на восемь миллионов тонн к 2030 году и на 20 миллионов тонн грузов к 2050-му. Эти мощности будут создаваться на втором этапе — в районе ильменя Забурунный. Но сейчас мы и наши партнеры понимаем, что нужно готовиться к объемам побольше», — комментирует генеральный директор АО «ОЭЗ “Лотос”» (управляющей компании Каспийского кластера) Сергей Милушкин.