«Повести Пушкина»: между ангелами и демонами

В Театре Вахтангова — премьера спектакля Анатолия Шульева «Повести Пушкина»

Александр Рыщенков, «Станционный смотритель»
Читать на monocle.ru

Анатолий Шульев уже год как главный режиссер Театра имени Вахтангова. «Повести Пушкина» едва ли не первое его обращение к русской литературе XIX века. В его новом статусе это что-то вроде инициации. Выпускник мастерской Римаса Туминаса обращается к материалу, который стал для его учителя одной из основных опор и в становлении как художественного руководителя, и в процессе создания нового стиля Театра имени Вахтангова. Сценические шедевры Туминаса «Евгений Онегин» (2013) и «Война и мир» (2021) стали определяющими в процессе идентификации стиля театра современным зрителем, так же как когда-то таковым была «Принцесса Турандот» Евгения Вахтангова. Для Анатолия Шульева, чтобы постоянный зритель признал его одним из творческих лидеров театра, важно было попасть в зрительские ожидания, сформированные постановками Римаса Туминаса по русской классике XIX века.

У «Повестей Пушкина» есть такой шанс. Шульев отказался только от одной из классического набора «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» и самой мрачной из всех — «Гробовщика». Все остальные на месте. Первая — «Барышня-крестьянка» — почти комедия положений. Художник-постановщик спектакля Максим Обрезков оформляет ее аскетичными образами: ключевой элемент сценографии — гигантские сосны. Но это только начало — вход в мир героев Пушкина. Здесь в центре внимания — актеры, а сценография только вспомогательный элемент. Она не указывает ни на время действия, ни на место — и то и другое должно либо уже существовать в сознании зрителя, который пришел смотреть сюжет, который он должен хотя бы приблизительно помнить со школьных лет, либо угадывается со слов персонажей. Эта условность восприятия исторического времени — узнаваемый элемент стиля Театра Вахтангова. Художник предлагает ему только фон — как холст для картины, которую зритель дорисовывает уже в своем воображении.

В «Выстреле» этот фон приобретает красноватый оттенок. В роли Сильвио — Александр Горбатов. Он перевоплощаются не просто в стрелка, много лет хладнокровно поджидающего момент, когда его соперник будет уязвим для страха, а в инфернальное существо. Им завладевает страсть, лишающая его сна и покоя. И режиссер, чтобы убедить зрителя в ее органичности, превращает Сильвио в сверхчеловека, не знающего препятствий. И вдруг он встречает на своем пути другого сверхчеловека, не знающего страха, удачливого во всем, почти ангела. Сильвио жаждет повергнуть его на колени. Зритель становится свидетелем древней вражды ангелов и демонов, в которой соперника достаточно заставить испытать чувство страха. Александр Горбатов фантастически хорош в роли персонажа, который поглощен иррациональной идеей одержать верх в поединке с человеком, связанным с ним случайными обстоятельствами. Так же он хорош в «Тихом Доне» Сергея Урсуляка в роли Степана Астахова — демонического протагониста главного героя романа Шолохова Григория Мелехова.

Второй акт «Повестей Пушкина» тоже сбалансирован по принципу «история про абсолютное счастье» — «история про счастье с примесью чужого несчастья». Сначала «Метель», в которой художник спектакля Максим Обрезков прерывает сценографическую аскезу и создает пышный, невероятной красоты, огромный, от пола до потолка, образ главной героини этой повести — снежной стихии, вершащей судьбы людей. В финальном «Станционном смотрителе» мы снова встречаем Александра Горбатова. И на этот раз он играет демонического персонажа — похитителя дочери станционного смотрителя. В роли Самсона Вырина — Александр Рыщенков. После того как видишь его в этой роли, трудно представить, что кто-нибудь еще может сыграть ее лучше. В Самсоне Вырине в исполнении Рыщенкова вся боль человека, затерянного в огромных пространствах России, которого судьба сначала наделяет счастьем, а потом отнимает его, ничего не давая взамен. И одновременно бесконечное количество любви к таким узнаваемым персонажам русской литературы, вновь обретшим плоть и кровь в постановке Анатолия Шульева.