Рыборазвод

Людмила Колбина
27 марта 2017, 00:00

Пилотный проект создания рыбного кластера под Челябинском делает ставку на частно-государственное партнерство, предлагает новые механизмы финансирования стартапов отрасли и намерен обеспечить дешевой и качественной местной рыбой школы и детские сады региона

ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА

Рыбоводство претендует на роль новой точки роста региональной экономики. Инновационная компания «Бионика» заявила о создании на территории Челябинска рыбоводческого объединения «Рыбное место». Проект стоимостью 2,63 млрд рублей должен окупиться за 4 — 5 лет. Соглашение о взаимодействии ООО «Бионика» недавно подписало с городской администрацией и Агентством инвестиционного развития Челябинска. Проект включает создание завода по выращиванию клариевого сома (10 тыс. тонн продукции в год), мощностей по выпуску комбикорма и рыбной муки, логистического центра пропускной способностью 30 (в перспективе — 50) тыс. тонн собственной продукции и рыбы, поставляемой с других водоемов. По сути, речь идет о развитии рыбного кластера, объединении на базе логистического центра предприятий рыбоводства области для повышения их эффективности.

На очереди соглашение с энергокомпанией «Фортум», возле объектов которой (ТЭЦ-1, или ТЭЦ-2, или ЧГРЭС) планируется построить предприятия «Рыбного места», объединенные общей площадкой. «Бионика» также продолжает строительство и в ближайшее время планирует запустить проект по выращиванию осетровых в Еткульском районе.

Губернатор Борис Дубровский высказал заинтересованность в создании логистического центра для расширения возможностей рыбоводства в обеспечении качественной рыбной продукцией жителей региона. И готов рассмотреть участие областных властей в данном проекте. Парт­нерство изначально социально ориентировано, поскольку заявленная цель проекта по клариевому сому — дать дешевую и качественную рыбу школам, детским садам, больницам. Ну и всему населению. По расчетам предпринимателя, такие результаты вполне достижимы.

Что город ест

На одного жителя области обеспеченность местной товарной рыбой составляет 1,5 кг. В целом южноуральцы потребляют в год на душу населения 15 кило рыбы, включая привозную. Медицинская норма по параметрам ВОЗ — 23 — 25 кг. Не каждый может себе позволить рыбу — дорого: и своя (ее 20 — 30% на рынке), и завозная. Качество завозной оставляет желать лучшего: по дороге к потребителю она неоднократно подвергается разморозке и повторной заморозке, из-за чего теряет полезные и вкусовые свойства, вес товара увеличивают за счет льда. Потребитель часто не имеет информации: откуда рыба, как выращивалась, сколько хранилась. Расходы на логистику и аппетиты посредников отражаются на стоимости привозной рыбы вкупе с торговой наценкой, часто не соответствующей качеству.

У местных поставщиков объемы озерной рыбы, во-первых, небольшие. Во-вторых, при высокой себестоимости выращивания многих видов рыбы предложить такие низкие цены, которые устроили бы покупателя, они тоже не могут. Ритейлеры отмечают, что для потребителя определяющим фактором при выборе продуктов питания является цена, именно в этом причина низкого спроса на рыбную продукцию. Особенно в годы кризиса. Из местных даже популярная пелядь — 170 рублей за кило плюс наценка, окунь — 150 рублей, судак — 300 руб­лей, сиг — 350 рублей за кило. И лишь плотва, к радости кошек и пенсионеров, — по 50 рублей.

Визитка без рыбы

Почему в озерном крае так худо с рыбой? Озера — визитная карточка всего Южного Урала, их здесь более 3 тысяч. Свыше 400 из них имеют рыбопромысловое значение. На сегодняшний день 163 водоема находятся в товарном рыбоводстве, еще 59 согласованы и отданы на аукционы, на которых будут определены их будущие арендаторы, 11 — задействованы под спортивно-любительскую рыбалку, 120 — в списке потенциальных для товарного рыбоводства. Не всем регионам так повезло с водой. Гипотетически при грамотном подходе отрасль способна не только закрыть потребности области в озерно-речной рыбе, но и обеспечить

кормовую базу для звероводческих хозяйств с высокой добавленной стоимостью продукции.

Активным развитием отрасли здесь, как и повсюду в РФ, занялись с выходом закона об аквакультуре, который начал действовать с 1 января 2014 года. До того рыбоводство в регионе было практически заброшено. Теперь же, по мнению губернатора Дубровского, пастбищная рыба (это когда она растет в естественной среде, сама себя кормит) обещает стать одним из конкурентных преимуществ Челябинской области, ставку на развитие отрасли он сделал в региональной стратегии: объем вылова и производства рыбы должен составить к 2020 году не менее

7 тыс. тонн. Руководителям профильных ведомств поставлена задача подъема отрасли промышленного рыбоводства с учетом применяемых в соседних регионах и странах современных технологий.

С 2014 года полномочия по рыбе переданы министерству сельского хозяйства Челябинской области, его функции — собирать и согласовывать заявки предпринимателей на участие в аукционах.

А Нижнеобское территориальное управление федерального агентства по рыболовству в Тюмени решает инспекторские задачи: проверяет пользователей на предмет законности добычи, борется с браконьерством. Второй год у агентства еще и полномочия по проведению аукционов по шести субъектам УрФО на водные объекты для товарного рыбоводства со сроком аренды на 25 лет.

Четвертый год рыбохозяйственная отрасль на Южном Урале устойчиво развивается, наращивает продуктивность: в 2013 году наловили 3240 тонн рыбы, в 2014-м — 4398 тонн, в 2015-м — 4550 тонн, 2016-м — 4700 тонн. Это в несколько раз больше, чем в Тюмени, Екатеринбурге, Кургане. Для увеличения товарного улова в конце 2015 года в водоемы области выпущено 193 млн личинок и мальков, в 2016 году еще 200 миллионов. Это и сиговые (в том числе сиг, пелядь,

рипус, пелчир, муксун), и осетровые (осетр и стерлядь), а еще форель, карп, толстолобик, белый амур, налим, щука, лещ. В регионе увеличивается количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, договоров на добычу водных биологических ресурсов. В 2014-м, например, началась реализация новых инвестпроектов, таких как строительство цеха по выращиванию осетровых до 5 тонн в год (ЗАО «Троицкая продовольственная компания»), создание садкового производства объемом 50 — 100 тонн (ОАО «Челябинский рыбхоз»).

С 2015 года рыбохозяйственная отрасль получала поддержку в виде компенсации процентных ставок по банковским кредитам для ряда рыбоводных хозяйств. Нужно субсидировать и затраты по зарыблению водоемов, инкубации мальков. Например, Чебаркульский рыбзавод — одно из пяти предприятий региона, где выращивают мальков. За семь месяцев из икры вырастает жизнеспособный малек, однако в озерах выживает всего 20%. Старейшее предприятие региона постоянно осваивает новые технологии. Но нужны новые инкубаторы, перерабатывающие комплексы, чтобы создать высокотехнологичную отрасль, выстроить логичную цепочку взаимодействия всех игроков.

На фоне других регионов УрФО Челябинская область с рыбой выглядит неплохо, рыбы своей выращивает в несколько раз больше, чем каждый из соседних регионов. Но сделать предстоит много. Проблемы те же, что и у соседей. Одна из них — непрозрачные аукционы, которые проводятся на федеральном уровне. Победитель выбирается по лучшим показателям в трех параметрах: объем вылова рыбы в прошлые годы, планируемый объем вылова и плата за аренду участка. Однако нередки случаи, когда недобросовестные предприниматели ради победы в конкурсе искусственно завышают показатели, а потом не используют озеро по прямому назначению. Большой урон отрасли причиняют рыбаки-любители, однако из-за разночтений федерального законодательства запретить им рыбалку на зарыбляемых озерах практически нельзя. Чтобы устранить эту проблему, необходимо разработать региональную программу, которая будет предусматривать штрафы и административные наказания.

— С законодательной базой для развития рыбоводства концептуально все нормально, но есть нюансы, которые не позволяют масштабно развивать то же спортивно-любительское рыболовство, — считает начальник отдела рыбоводства и рыболовства Челябинского минсельхоза Алексей Екимов. — У собственников хозяйств аквакультуры нет права продажи путевок на ловлю рыбы. Плюс они пытаются зарыблять те виды, которые не клюют на удочку, чтобы любители не совались и не отлавливали их деньги, которые они в водоем запускают.

Как отмечают эксперты в области рыбоводства, отрасль получит дополнительный толчок для развития в случае оказания государственной поддержки. В 2017 году льготное финасирование в АПК получают растениеводство и животноводство, а рыбоводство исключили. Денег нет, но вы держитесь…

Суши весла

Несмотря на то, что в Челябинской области пытаются активно развивать пастбищное рыбоводство, новым предпринимателям развиваться в этой среде очень тяжело. Что мешает бизнесу? Недостаток инвестиций и отсутствие источников для таковых. Чтобы получить право пользования хорошим водоемом на 25 лет, надо потратить деньги на аукцион, где цены разбегаются от тысячи до 17 млн руб­лей. Затем следуют расходы на рыбопосадочный материал, который приобретают в инкубационных цехах и запускают в водоем каждый год, например, 250 тыс. рублей за 1 млн мальков пеляди. Все водоемы заморные — зимой замерзают: климатические условия таковы. Каждой весной заново запускают мальков. Ну и, конечно, немалых инвестиций требует сама база: флот, орудия лова, зарплаты рыбаков, налоги. Это если у вас пастбищное рыбоводство.

Если индустриальное рыбоводство — расходы выше, там нужны еще корма, надо инвестировать в технологии, оборудование, без них и затевать нечего. Так что если пастбищникам на одно озеро и миллиона рублей хватит, то на другое не менее 100 млн рублей потребуется. Вернуть инвестиции можно в первый год, а можно и через 10 лет. Не все готовы вкладывать деньги вдолгую, даже если они и есть на стартап.

В итоге пастбищное рыбоводство у челябинцев есть, а свежей, доступной по цене рыбы на прилавках нет. Рыбоводы с ритейлом не могут договориться. До 50% выловленной в регионе рыбы быстро его покидает, пока не протухла. Например, пелядь, местный бренд, не доходит до супермаркетов. Рыбоводов не устраивает сдача на реализацию — расчет в течение полугода. Им проще продать улов оптовикам из соседнего региона: пришла фура — ушла фура. Но ритейл тоже можно понять: там хотят рыбу гарантированно по времени, номенклатуре и качеству. Да и малые объемы ему неинтересны.

А местные рыбоводы только два-три месяца в году получают свежую рыбу, осенью и в начале зимы. Они не могут гарантировать стабильность поставок.