«Во многих направлениях российский бизнес имеет высокие технологические компетенции»

Один из ведущих мировых автогигантов Stellantis активно развивает производственные мощности в России в рамках заключенного с правительством РФ специального инвестиционного контракта (СПИК) для наращивания экспортных поставок в страны Европы, Африки, Латинской Америки. Об этом рассказывает Ксавье Дюшман, старший вице-президент Stellantis и глава региона Евразия.

Ксавье Дюшман, старший вице-президент Stellantis и глава региона Евразия
Читать на monocle.ru

— Транснациональная корпорация Stellantis была создана в начале текущего года в результате слияния французской Groupe PSA (Peugeot‒Citroën) и итало-американской Fiat Chrysler Automobiles (FCA), сейчас она владеет в общей сложности 14 автомобильными брендами. Некоторые из них, такие как Citroën, Peugeot, Jeep, Opel, Fiat Professional, официально поставляются в Россию. Насколько российский рынок важен для группы Stellantis?

— Россия очень важна для Stellantis, российский автомобильный рынок входит в топ-10 в рейтинге самых значимых стран по продажам новых автомобилей в мире. Поэтому для Stellantis присутствие в России и достижение здесь хороших результатов имеет большое значение. Мы нарастили продажи на 74 процента по итогам первых девяти месяцев 2021 года и расцениваем это как большой прогресс. В прошлом мы приняли верное стратегическое решение построить свой завод под Калугой, мы намерены увеличивать производство и уверены, что на основе значимой производственной площадки в ближайшее время мы сможем успешно развивать бизнес, связанный с брендами Stellantis, в России.

— В последнее время российский автомобильный рынок переживает значимые трансформации. Как вы их оцениваете и как группа Stellantis реагирует на эти изменения?

— Мы считаем, что, несмотря на все трудности, российский автомобильный рынок продолжает свое движение и он будет развиваться как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. По итогам непростого текущего года продажи новых машин в России, возможно, составят 1,7 миллиона автомобилей. По нашим оценкам, к 2025 году рынок поднимется до отметки свыше двух миллионов новых автомобилей, а к 2030 году превысит два с половиной миллиона единиц. Сейчас Stellantis делает ставку на выпуск легких коммерческих автомобилей, но в будущем мы продолжим более активное развитие модельного ряда наших пассажирских автомобилей.

— В чем вам видится специфика российского автомобильного рынка? Какие особые запросы есть у потребителей в России и как ваша компания под них подстраивается?

— Да, российский автомобильный рынок, безусловно, имеет свои отличительные черты. Например, в России автовладельцы любят автоматические коробки передач. Поэтому все наши пассажирские модели предлагаются в том числе с автоматической КПП. С точки зрения топлива большинство российских потребителей предпочитают бензин, дизельные моторы пользуются меньшим спросом по сравнению, например, с европейскими странами. Большую роль в спросе здесь также играет полный привод, в нашем модельном ряду такие автомобили есть — это пассажирские микроавтобусы и коммерческие фургоны Peugeot, Citroën, Opel и, конечно же, Jeep. Мы также следим за развитием сегмента электрических и гибридных автомобилей в России. Если говорить о глобальной стратегии, то все новые модели наших брендов имеют электрический аналог.

— В группу Stellantis входит много брендов. В чем разница их позиционирования на российском рынке?

— Это хороший вопрос, потому что, действительно, задача Stellantis — подчеркивать отличительные черты каждого входящего в наш концерн бренда. Если мы начнем с марки Jeep, то она представляет, как бы американский образ жизни, пропитана духом свободы. Jeep — это автомобиль, на котором можно передвигаться по труднодоступным местам и на дальние расстояния. Opel — это немецкий автомобиль, близкий к повседневным запросам своих владельцев. Марка Peugeot делает ставку на неординарный стиль и высокие ходовые характеристики. Citroën олицетворяет передовые технологии для семьи. Fiat признан в сегменте легких коммерческих автомобилей, особенно с такой моделью, как Ducato. Каждый наш бренд имеет свою персональные черты, свою ДНК, отвечает широким потребительским запросам, и такой огромный выбор имеет свои преимущества на рынке. Причем это важно не только для покупателя, но и для дилера. Дилерское предприятие может взять разные бренды Stellantis и развиваться, привлекая широкий круг клиентов, удерживая их в течение всей жизни. Например, молодые семьи могут иметь автомобиль Peugeot, когда у них появятся дети, они пересядут на сверхкомфортный Citroën, позже они могут переключиться на Jeep, чтобы ездить на дачу. Получается, что это очень выгодно — иметь в своем портфеле бренды с французскими, немецкими, американскими, итальянскими корнями, это открывает для нас большие возможности развития, в том числе в России.

— Еще в 2010 году группа Peugeot‒Citroën запустила под Калугой свой собственный завод «ПСМА Рус». Что будет с этими производственными мощностями в составе Stellantis?

— Мы были уверены в своем решении оставаться в России, в том числе в трудные времена для российского автомобильного рынка, и созданный здесь завод подтверждает наше видение России как важного рынка. Мы убеждены: для того чтобы быть успешным в России, нужно иметь свое локальное производство. Предприятие в Калуге дает нам большие преимущества, и недавно мы объявили о планах его существенного расширения. В частности, мы планируем в скором времени выпускать в Калуге автомобили нового бренда Fiat, линейка Professional этой марки будет представлена в виде модели Scudo.

Наше российское производство отличается высоким качеством, поэтому часть выпускаемой здесь продукции мы будем ориентировать на экспорт. В начале следующего года мы планируем начать экспортные поставки автомобилей серии К0 (коммерческие модели Peugeot Expert, Citroën Jumpy, Opel Vivaro) в Западную Европу, в том числе в Германию. Мы также используем наши российские производственные мощности для того, чтобы выпускать двигатели, речь идет о надежном, экономичном дизельном моторе серии DV-6. Этим силовым агрегатом оснащаются производимые в России автомобили, но с октября этого года он уже экспортируется в страны Европы, Северной Африки и Южной Америки. В частности, выпускаемый в России двигатель будет отправляться на завод в Испании, где производятся модели Citroën Berlingo и Peugeot Partner, которые в оснащении с упомянутым дизельным мотором пользуются большим спросом. Реализация этих планов даст нам ряд ощутимых экономических выгод, при том что, повторюсь, качество работы нашего российского завода очень высокое и признано на мировом уровне. В текущем году мы планируем увеличить объемы производства в России в четыре раза, а в следующем нарастить объем выпускаемой здесь продукции еще вдвое.

— Что можно сказать о ваших планах локализации российского производства?

— Мы хотим поднять степень локализации на нашем заводе в Калуге на максимально высокий уровень, наша цель — доля локализации российского производства в 80 процентов. Для достижения таких показателей мы работаем во всех направлениях, активно занимаемся поиском российских поставщиков для широкого набора компонентов. Одновременно у нас развивается тесное сотрудничество с рядом российских компаний в сфере научно-технических разработок. В Калуге у нас есть своя команда в области НИОКР, задача которой заключается в том, чтобы помочь российским поставщикам адаптировать свою продукцию под наши требования. Это имеет большое значение как для нас, так и для наших российских партнеров.

— С какими основными трудностями и вызовами вы сталкиваетесь в реализации планов развития ваших производственных мощностей в России?

— Чтобы столь серьезно, в четыре раза, увеличить объемы производства в России, нам необходимо нанять много дополнительного персонала. В июле мы объявили, что намерены на треть увеличить общую численность персонала на заводе в Калуге и набрать дополнительно тысячу человек. Недавно мы пересмотрели наши планы и объявили, что планируем увеличить штат предприятия на полторы тысячи человек. И это вызов для нас, так как это нелегкая задача — в короткий срок найти столь значительное число квалифицированных работников в калужском регионе, где довольно низкий уровень безработицы. Мы работаем по этому вопросу в тесном контакте с губернатором, с местными властями.

— Каковы ближайшие планы развития марки Stellantis в России? Какие новые модели вы планируете представить на российском рынке?

— За последние четыре года мы вывели много новых моделей на российский рынок. Это, повторюсь, автомобили серии К0 — коммерческие фургоны Peugeot Expert, Citroën Jumpy, Opel Vivaro, пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller, Citroën SpaceTourer, Opel Zafira Life. Мы также представили серию B-9, к которой относятся фургоны Peugeot Partner, Citroën Berlingo, Opel Combo Cargo, а также их пассажирские версии — всего 12 моделей. Мы и дальше намерены расширять наш модельный ряд в России, в том числе, как я сказал, за счет развития предложения пассажирских авто. В следующем году мы планируем представить российским потребителям новую Opel Astra, намерены начать продажи новых моделей марок Citroën и Jeep. Это еще больше укрепит наши позиции на российском рынке.

— Как вы в целом можете оценить развитие французского бизнеса в России? Насколько французские технологии востребованы российскими предприятиями в разных отраслях экономики? И как вы оцениваете технологический потенциал российских компаний?

— Франция — один из ключевых иностранных инвесторов в России, и французскому деловому сообществу нравится здесь работать. Мы сотрудничаем в разных рабочих группах с российскими предпринимателями и властями. В частности, недавно при посольстве Франции в Москве создана группа «Водородный клуб», где налаживается взаимодействие в этом перспективном направлении развития энергетики, я представляю в ней Stellantis. Что касается потенциала российских компаний, то во многих направлениях российский бизнес имеет высокие технологические компетенции. Например, компания «Яндекс» очень продвинута в плане развития цифровых технологий. Я думаю, что в 2022 году мы сможем объявить об интересном партнерстве с российскими компаниями в области цифровых решений, а также в сфере систем помощи водителям — так называемых систем ADAS (Advanced Driver-Assistance Systems). Хотя, безусловно, стоит признать, что в целом сдерживающим фактором развития всей мировой автомобильной индустрии остается высокая доля непредсказуемости, связанная с продолжающейся пандемией.