После попытки госпереворота в январе 2022 года, когда погибло 230 человек и был нанесен непосредственный ущерб имуществу граждан и государства на 2,5 миллиарда долларов, перед президентом Касым-Жомартом Токаевым было несколько путей.
Первый и самый очевидный — «завинтить гайки», то есть максимально жестко отреагировать на попытку госпереворота и массовые беспорядки, усилить правоохранительные органы и спецслужбы, ужесточить законодательство и снизить всю политическую и общественную активность вне государственной системы.
Второй вариант — «сдать назад», то есть свернуть политические реформы, договориться со всеми элитными группировками, оставить за ними контроль разных финансовых потоков и остановить расследование январской трагедии на исполнителях среднего уровня.
Это были легкие решения, но Касым-Жомарт Токаев выбрал сложный путь — провести дальнейшие политические реформы, причем направленные на более сбалансированный и демократический путь развития страны.
Если коротко обрисовать реформы, затрагивающие 33 статьи действующей Конституции и еще ряд законов, то можно выделить основные моменты:
Ключевым аккордом в программе политических реформ должен стать республиканский референдум 5 июня. На нем граждане будут голосовать за или против поправок в Конституцию, но это по форме, а если брать по существу, то голосуют за доверие политике Токаева. И тут вступает в силу вопрос — что считается одобрением? Формально чтобы референдум состоялся нужно чтобы туда пришло больше 50% избирателей. Учтя, что он состоится в период летних отпусков — обеспечить явку сложная задача. Следующая задача — получить большинство, чтобы больше 50% избирателей и 11 регионов из 17 проголосовали «за».
Вроде бы вполне выполнимая задача, если брать по нижней планке. Но весь вопрос в том, что такая полномасштабная политическая реформа требует подавляющего большинства сторонников — что-то вроде 75% по явке и по голосам, причем чтобы сам подсчет не подвергался обвинениям в массовой фальсификации. Смогут ли это сделать — скорее всего да, но риски все равно есть.
Сам по себе референдум и подведение его итогов оптимальный повод для противников действующей власти сплотиться и устроить снова волну протестов или беспорядков. Цель минимум у них будет — вызвать сомнения в итогах референдума, а цель максимум — попробовать устроить срыв референдума в целом. Посмотрим, как это будет делаться и что им противопоставят.
Стратегически сейчас власть в Казахстане находится в уязвимом положении, потому что она либерализуется. Как правило стабильны или либеральные режимы, или авторитарные/тоталитарные — у них хватает внутренних сил противостоять внешним и внутренним угрозам. А вот момент перехода от авторитарного режима к либеральному как раз-таки наиболее опасен — старыми политическими инструментами и технологиями пользоваться уже нельзя, а новыми еще не научились или для них нет людей.
Кроме того, проблемой является бушующий конфликт между Россией и Украиной, который плохо влияет на мировую и казахстанскую экономику, а также делает возможным вмешательство во внутренние дела страны как в форме пропаганды, так и в форме санкций иностранных держав.
Тактически наша власть стоит перед тремя разными проблемами:
Если же говорить про элиты, то пока не запущен большой процесс передела собственности, внутренних конфликтов больше не будет, что снижает проблемы для действующей власти.
В общем, Казахстан проходит достаточно сложную трансформацию своей политической системы, направленную на переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике. С одной стороны для этого процесса есть как внутренние, так и внешние риски, но с другой стороны если эти реформы не провести будет еще хуже.
*эксперт примет участие во II Центральноазиатской конференции клуба «Валдай» 17-18 мая в Нижнем Новгороде