Немецкие финансисты и их клиенты пострадали друг от друга

Количество потребительских жалоб на банки и другие финансовые организации в ФРГ выросло на 20% в 2022 году, согласно официальным данным, на которые ссылаются в Reuters. На фоне этого регулирующие органы прилагают все усилия, чтобы укрепить доверие к данному сектору. В свою очередь банкиры заявляют, что их учреждения уже пострадали от волны жалоб вкладчиков.

Читать на monocle.ru

Федеральному управлению финансового надзора Германии (BaFin) приходилось уделять все больше внимания защите прав потребителей еще после краха в 2020 году платежной системы Wirecard AG, закрывшейся после раскрытия сомнительных методов ведения ею бухгалтерского учета. А в 2022 году BaFin получила 15 тыс. потребительских жалоб на банки и других поставщиков финансовых услуг, в то время как в 2021 году их было 12,5 тыс., при том, что это число быстро растет уже четвертый год подряд.

По словам чиновников, банкиров и защитников прав потребителей, среди проблем — длительное время обработки заявок на закрытие счетов, частые изменения правил и условий, а также сокращение филиальных сетей. Казалось бы, это не должно влиять на надежность. Но представитель организации Чан Чжэ Ю заявил: «Не бывает так, что финансовые учреждения преуспевают при том, что они плохо общаются со своими клиентами».

В свою очередь, отраслевая ассоциация банковской индустрии Deutsche Kreditwirtschaft заявила, что немецкие банки «чрезвычайно стабильны и надежны», а доверие остается «высоким» и «незатронутым» недавними потрясениями, вызванными крахом кредиторов в США и Швейцарии. В организации отмечают: «Как и в любой отрасли, предлагающей услуги оптом, бывают случаи, когда между клиентом и банком существуют разногласия».

При этом Deutsche Kreditwirtschaft указала на собственные данные, которые продемонстрировали снижение числа жалоб потребителей в прошлом году, что напрямую противоречит информации федеральной организации BaFin.

Но прошлогодний опрос британской интернет-фирмы по исследованию рынка все же показал, что уровень доверия к финансовому сектору Германии, который необходим для обеспечения финансовой стабильности в целом и привлечения капитала с для поддержки экономического роста, был ниже среднемирового, уступая ряду стран, включая Канаду, Австралию и основные азиатские рынки.

Исследование, проведенное в этом году британской аудиторско-консалтинговой компанией EY, также показало не самую оптимистичную картину: только 25% опрошенных доверяют в Германии финансовым фирмам, 31% — ответили на вопрос о доверии отрицательно, а 44% — затруднились ответить.
Защита прав клиентов финансовых учреждений стала объектом повышенного внимания со стороны регулирующих органов и судов. Федеральная организация BaFin резко ужесточила курс в отношении финансового сектора. К этому привела смена руководства после того, как организацию широко обвиняли в том, что она не выявила мошенничество в Wirecard. Так, в прошлом году BaFin сократила время, предоставляемое брокерским компаниям для обработки запросов на перевод счета.

Многонедельный процесс перевод счета к новому брокеру часто оставляет клиента в подвешенном состоянии и делает его уязвимым перед любыми колебаниями на рынке. Ключевое решение Федерального верховного суда ФРГ, принятое в 2021 году, затруднило банкам возможность изменения своих правил и условий, отменив практику, которая десятилетиями позволяла им повышать комиссионные сборы без явного согласия владельцев счетов. Банкиры, конечно, и здесь нашли, что возразить, говоря, что это решение увеличило расходы и бюрократию.

Защитник прав потребителей в земле Баден-Вюртемберг Нильс Наухаузер заявил: «Сам факт, что потребители все чаще обращаются к нам за советом, является достаточным доказательством того, что они не полностью доверяют финансовым институтам». В Штутгарте, более известном своей автомобильной промышленностью, чем финансами, Нильс Наухаузер в 2023 году добился уступок клиентам в их спорах с подразделениями Deutsche Bank и Commerzbank. Его следующая цель — крупнейшая немецкая страховая компания Allianz. Наухаузер предъявил иск крупному страховщику из-за «непрозрачных», на его взгляд,  изменений в выплатах по полису страхования жизни.

Слушание назначено на этот апрель и будет проведено в суде Штутгарта. В Allianz в ответ заявили, что «придерживаются всех договорных обязательств и гарантий». Тем временем Наухаузер пообещал продолжать оказывать давление на все финансовые фирмы: «Мы хотим, чтобы на рынке утвердились услуги, удовлетворяющие потребности потребителей, а не подпитывающие финансовую индустрию».