Президент поручил правительству представить предложения по снижению ставок по долгосрочным кредитам. О том, что реализация такой линии — главнывй фактор динамики ВВП России, говорил раннее помощник президента РФ Максим Орешкин. Эксперты рассматривают перспективу снижения кредитных ставок в том числе и с несколько неожиданных сторон.
Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам состоявшегося 11 апреля совещания по экономическим вопросам. Соответствующее сообщение на сайте Кремля датировано 18-м мая.
Среди поручений правительству — «представить предложения по снижению размера процентных ставок по долгосрочным кредитам (займам) с учетом оценки влияния структуры государственных заимствований Российской Федерации на размер таких ставок». Ответственный за исполнение поручения — глава кабмина Михаил Мишустин, срок исполнения — до 15 июня.
Как напоминает ТАСС, через несколько дней после упомянутого апрельского совещания помощник президента Максим Орешкин заявил, что правительство и ЦБ РФ обсуждают возможности снижения процентных ставок по долгосрочным кредитам. «Главный фактор, который в данный момент предопределяет динамику ВВП, — насколько устойчивым будет кредитование в экономике. (...) Мы понимаем, что процентные ставки, особенно долгосрочные, находятся на крайне высоком уровне. На самом деле, это очень большая проблема», — отметил он.
По словам Орешкина, при долгосрочной инфляции в 4% доходность длинных ОФЗ в районе 11% дает доходность в реальном выражении около 7%. «Экстремально высокий уровень. Понятно, что это связано с потерей ликвидности этой части рынка, там количество инвесторов резко сократилось, поэтому здесь с точки зрения долговой политики Минфин будет думать. Есть разные варианты, но очевидно, надо здесь работать над тем, чтобы долгосрочные ставки снижать», — отметил помощник президента.
Одна из проблем заключается в том, считает председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, что в результате многочисленных, порой глубоких и затяжных экономических и финансовых кризисов в России в последние 30 лет, большинство структур реальной экономики и финансового рынка накопили значительный объем «скелетов в шкафу» — неликвидных активов, против которых в балансах стоят реальные обязательства, требующие финансовых расходов.
Чтобы поддерживать рентабельную деятельность, компании и финансовые организации вынуждены закладывать эти «лишние» непроизводительные расходы в цены продукции и процентные ставки финансовых инструментов, указывает эксперт.
Решить эту проблему и обеспечить адекватную стоимость долгосрочных капиталовложений может только государство, уверен Владимир Гамза. Оно может помочь кредитным и финансовым организациям очистить балансы от проблемных активов под их обязательство предоставлять финансирование по ставке на уровне инфляции, а также предоставлять предприятиям частичное финансирование долгосрочных инвестиционных проектов по 0% ставке вместо сложных процедур налоговых преференций.
Правительство и Центральный банк всерьез обеспокоены перекосом на рынке кредитования и достаточно высоким уровень доходности длинных ОФЗ, подтверждает Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute. По его мнению, снижение ставок длинного кредитования назрело в первую очередь для поддержания таких важнейших сегментов экономики, как строительство и промышленное производство с длинным лагом окупаемости.
Ипотечные кредиты, будучи долгосрочными, выдаются по ставкам в размере от 7,9-8% и даже, бывает, выше, то есть они чрезвычайно высоки для обычного гражданина, подтверждает член экспертного совета по защите прав розничных инвесторов, инвестсоветник в реестре ЦБ РФ Юлия Кузнецова
«На чем еще банки зарабатывают достаточно хорошо? На продаже населению продуктов — так называемого инвестиционного страхования жизни, — отмечает эксперт. — Обычный человек не понимает, что это такое, размещает деньги, а оказывается, что он не может их забрать раньше срока (как правило такие полисы представляются на срок от 5 лет и выше) и получается, что это тот же самый долгосрочный кредит для банка, но только с выгодной не обычного гражданина, а с выгодой только банка», — подчеркивает Юлия Кузнецова.
Смогут ли банки найти ресурсы для снижения ставок, зависит от стоимости ресурсов, полагает член генерального совета «Деловой России» Дмитрий Чухланцев. «Снижение банковских ставок по кредитам сейчас может быть сделано в разы — до 9-10%. Это вполне рыночная ставка для развития промышленности. Сделать это можно за счет уменьшения стоимости пассивов», — говорит он.
В свою очередь Юлия Кузнецова считает, что не только процент надо снижать, но и работать с «этикой» банков. Не продавать одни продукты под видом других (мисселинг) честно говорить клиенту про все риски — в том числе риск неполучения денег через определеный период времени и, более того, риски значительного снижения той суммы, которую размещает в это самое страхование гражданин.
Банковская система, добавляет аналитик, должна трансформироваться, налаживая честные отношения с клиентами, поддерживая экономику длинными деньгами с низкими процентами. Это и позволит создавать новые бизнес модели, развивать промышленность и развивать экономику России.
Длинные деньги в основном используются для инвестиций и развития человеческого капитала, напоминает руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов. Второй аспект часто упускается из виду, между тем, о его важности говорить излишне.
При этом к человеческому капиталу нельзя предъявлять ровно те же требования рыночной успешности, конкурентоспособности, как к другим сферам приложения длинных денег. Личность человека богаче и ценность ее выходит далеко за рамки рыночных ценностей. Между тем, ее развитие традиционно требует финансовых вложений, и издавна это было предметом заботы государства. Опуская промежуточные звенья рассуждений, можно тем не менее отметить, что общий уровень присутствия в экономике длинных денег положительно коррелирует с развитием человеческого капитала.