Банки приглашают бизнес занимать

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
10 апреля 2023, 00:00

Граждане пока неохотно берут новые кредиты, и банки наконец вспомнили о кредитовании юрлиц. Но в фокусе все еще крупные компании и льготные кредиты с господдержкой

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Банки все больше внимания уделяют корпоративному кредитованию. Это происходит на фоне существенного замедления кредитования розничного.

После небольшого сезонного снижения в январе корпоративный портфель банков (до вычета резервов и корректировок МСФО) возобновил рост: в феврале он увеличился на 1,5%. А прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на конец февраля составил 13% (см. график 1). В то же время темп роста кредитов физическим лицам продолжил снижаться и составил 8,2%. Напомним, год назад ситуация была кардинально иной: годовой прирост корпоративного портфеля составлял 13,9%, розничного — 23,8%. После спада в первом полугодии 2022 года корпоративное кредитование смогло восстановиться, а вот розничное продолжает замедляться и сейчас.

Если взять только рублевую часть портфеля и скорректировать ее на инфляцию, ситуация будет еще более показательной. Во втором полугодии 2022 года, после провала в марте‒мае (−7,3%), начался форменный бум корпоративного кредитования (+18,2% на конец года по сравнению с маем, см. график 2). В результате рублевый корпоративный портфель с поправкой на ИПЦ не только компенсировал кризисный провал, но и заметно превысил предыдущий максимум февраля прошлого года.

Банки развернули рекламные кампании на полную мощность: наперебой предлагают различные услуги для бизнеса: бесплатное обслуживание, бизнес-карты с кешбэком, огромные лимиты переводов физлицам, выгодное расчетно-кассовое обслуживание и эквайринг, различные депозиты и, конечно, кредиты по льготным программам и рефинансирование.

Занимают на недвижимость

Директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юлия Якупова говорит, что портфель кредитов МСБ рос быстрее, чем кредитов крупному бизнесу: 30% против 17%. В результате на начало 2023 года доля малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле банков составила 19%. Такая динамика, по мнению Якуповой, связана с тем, что на фоне санкционного давления на крупный бизнес банки стали активнее работать с МСБ. «Мы ожидаем, что в текущем году на фоне продолжающейся трансформации экономики работа с малым и средним бизнесом не потеряет своей актуальности, в связи с чем кредитный портфель МСБ будет расти быстрее», — предполагает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА».

Впрочем, ситуация с кредитованием МСБ не вполне очевидна. Как поясняет Банк России в аналитическом обзоре «Банковский сектор» за 2022 год, рост портфеля МСП на самом деле сильно завышен, так как из-за несовершенства действующих критериев в категорию малых и средних предприятий попадают организации, аффилированные с крупными компаниями. В частности, из-за особенностей структурирования бизнеса к этой категории относится часть бизнеса застройщиков. Соответственно, если исключить крупные кредиты, то прирост за 2022 год составит 27%, если еще исключить застройщиков, то по оставшейся части МСБ прирост окажется всего 14,6%, что соответствует общему приросту корпоративного портфеля за 2022 год в 14,3%, если смотреть данные до вычета резервов и корректировок.

Директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов говорит: основной вклад в рост кредитования юридических лиц все же приходится не на МСБ, а на крупный бизнес. И есть отдельные сегменты, где рост кредитования значительно выше рыночного: так, Сбербанк отчитался о росте кредитования застройщиков в 1,7 раза. Тузов также напоминает, что ЦБ основным вкладом в рост кредитования видит рост кредитования строительства, при этом выделяя еще два фактора — господдержку системообразующих предприятий через льготные кредиты и замещение внешних заимствований на внутренние в рамках финансирования инвестиционных проектов.

По секторам экономики кредитный портфель тоже рос неравномерно. По данным на конец января 2023 года, за последние 12 месяцев быстрее всех росла задолженность следующих секторов: операции с недвижимостью (+38,7%), строительство (+22,5) и торговля (+25%). В абсолютных величинах сильнее всего подрос портфель кредитов обработке и тем же операциям с недвижимостью (см. график 3). Возможно, впечатляющий рост последнего показателя связан с кредитованием застройщиков и покупкой объектов у уходящих из России игроков, а также с активным строительством складских мощностей компаниями из сектора e-commerce.

Задолженность обрабатывающих производств выросла на 18%, в том числе химического производства на 26,8%, металлургического на 22,6%, производства машин и оборудования на 24,9%, транспортных средств на 28,7%. Химическое производство является одним из приоритетов по программам обеспечения технологического суверенитета, а вот по трем остальным направлениям, похоже, отметились военные заказы.

Задолженность сектора добычи природных ископаемых увеличилась всего на 11,2%, причем в добыче топливно-энергетических ископаемых и того меньше — на 3,8%.

Аутсайдерами в кредитовании оказались воздушный транспорт (−19,2%), обработка древесины (−11,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (−10,2%). Этот список, похоже, демонстрирует нам основных жертв антироссийских санкций.

Переход на рубли

Причинами феноменального прошлогоднего роста корпоративного портфеля в значительной степени стали девалютизация, реструктуризация и рефинансирование. Управляющий директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень напоминает: рост портфеля происходил на фоне волатильности курса рубля, сокращения объема выдач и в то же время большого объема кредитов, пришедших на баланс российских банков в результате рефинансирования требований банков-нерезидентов к российским компаниям. По оценкам Банка России, за первые девять месяцев 2022 года объем корпоративного внешнего долга сократился на 41 млрд долларов, что составляет примерно 40% прироста корпоративного портфеля за этот период (сравнение несколько условное, так как часть внешнего долга могла быть просто погашена).

Девалютизация не осталась в прошлом году, она продолжается и сейчас. По данным ЦБ, в феврале 2023 года кредитование юрлиц росло только в рублях (+1,2 трлн рублей, или +2,5%), тогда как валютный портфель снизился на 363 млрд в рублевом эквиваленте, или на 3,8%. В значительной степени это происходило за счет конвертации задолженности из евро в рубли.

Что касается реструктуризации, то, по данным ЦБ, полученным от 18 крупнейших банков, включая 13 системно значимых, объем реструктурированной в период с 19 февраля 2022 года по 28 февраля 2023-го ссудной задолженности корпоративных заемщиков превысил 10 трлн рублей, или 19,9% совокупного портфеля банков (кроме субъектов МСП). По МСП объем реструктуризации с марта 2022 года по февраль 2023-го составил 1,27 трлн рублей.

В 2022 году, поясняет Артем Тузов, корпоративные заемщики разделились на несколько групп: в свете санкций и экономической неопределенности корпорации, ориентированные на внутренний рынок, предпочитали крупнейшие банки РФ — Сбербанк и ВТБ. «Им важна была надежность. При этом корпорации, ориентированные на внешний рынок, были вынуждены переводить часть операций ВЭД на другие банки. Наверное, наибольшую доходность деятельности показал “Райффайзенбанк Россия”, обеспечив половину доходов 2022 года всей группе Raiffeisen. Но и другие банки, не подпавшие в 2022 году под санкции, получили за прошлый год отличную прибыль именно из-за перераспределения операций ВЭД», — отмечает Артем Тузов.

Держатся за крупных

Рост кредитного портфеля очень неравномерный не только по отраслям экономики, но и по отдельным банкам. Детально проанализировать ситуацию довольно сложно: крупнейшие игроки раскрывают отчетность выборочно. Однако некоторые из них уже начали публиковать больше деталей.

«Сбербанк отчитался о росте кредитования юридических лиц на 11,4 процента, портфель корпоративных кредитов в целом составил 18,6 триллиона рублей. ВТБ, несмотря на раскрытие отчетности за 2022 год, пока не раскрыл отдельные данные по кредитованию юридических лиц. Но по косвенным данным, основанным на раскрытых убытках банка ВТБ за 2022 год в размере 613 миллиардов рублей, можно предположить, что темпы кредитования были ниже рыночных», — рассказывает Артем Тузов.

Сами банки делятся информацией очень неохотно. Судя по ответам, которые удалось получить, большинство делает ставку на льготное кредитование и крупный бизнес. Например, в пресс-службе Сбербанка рассказали только, что кредитный портфель юридическим лицам за два месяца 2023 года увеличился на 1,2%, а рыночная доля сохранилась на уровне более 32%. «Значительная доля приходится на крупные предприятия, также большую долю занимает портфель МСП. Данные сегменты сохраняют положительную динамику», — добавили представители Сбера.

Первый вице-президент Газпромбанка Оксана Панченко рассказала, что кредитный портфель в корпоративном сегменте в прошлом году у них рос двузначными темпами, а в 2023-м они ожидают динамику около инфляции. «Портфель гармонично развивается в различных сегментах, но в первую очередь в сегменте крупных и крупнейших клиентов, — пояснила она. — Банк участвует практически во всех программах субсидирования. Господдержка была и остается востребованной нашими клиентами в рамках программ субсидирования. Гордимся результатами развития факторингового и лизингового бизнеса в прошлом году (существенный рост по обоим бизнес-направлениям). Планомерно ведем работу над замещением портфелей в валютах недружественных стран».

Совкомбанку в начале 2023 года, как рассказал его старший вице-президент, управляющий директор по корпоративному кредитованию Владислав Монов, удалось избежать традиционного для первого квартала снижения кредитного портфеля. Более того, они зафиксировали рост в пределах 10% в рамках практически всех бизнес-линий. Впрочем, в сегменте МСБ прирост был меньше, чем в кредитовании крупного бизнеса. «Незначительное сокращение ссудной задолженности произошло в блоке льготного кредитования за счет планового погашения обязательств по Программе 393 (льготного финансирования системообразующих предприятий), — поясняет Владислав Монов. — Мы связываем это с влиянием высокой базы по этой программе».

Своего не упустят

Для самих банков важнейший вопрос — сможет ли корпоративное кредитование компенсировать снижение темпов роста розницы. По прогнозу ЦБ на 2023 год, рост корпоративного кредитования должен составить от 8 до 12%, рост ипотеки сократится с 20% в 2022 году до 12‒16%, прочие розничные кредиты вырастут на 8‒12% против 3% в прошлом году. С учетом того, что рост розничного портфеля в январе‒феврале 2023 года продолжает сокращаться, прогноз по рознице выглядит излишне оптимистично. Тем не менее, по расчетам ЦБ, чистая процентная маржа банков в 2023 году должна составить 4,2‒4,4% — это уровни спокойного 2021 года.

Банки традиционно скупы на информацию. Например, в пресс-службе Сбербанка отмечают лишь, что в его портфеле имеются кредиты с плавающими ставками и поэтому маржа остается стабильной. Поделились только цифрами по количеству клиентов: на конец 2022 года база активных корпоративных клиентов Сбербанка насчитывала более 3 млн, увеличившись на 3% с начала 2021 года. В Газпромбанке рассказали, что маржа по кредитованию находилась в прошлом году под значительным давлением на фоне роста ставок. «Тем не менее кредитный портфель показал высокий уровень стрессоустойчивости, что говорит о его высоком качестве», — отметила Оксана Панченко

По оценке АКРА, которую приводит Валерий Пивень, структура доходов банков от работы с корпоративным сегментом в целом не меняется. В 2022 году, по его данным, на фоне скачков ставок банкам удалось нарастить чистый процентный доход от операций с корпоративным бизнесом, однако ситуация постепенно нормализуется.

«Кредитование — это основанная деятельность в банках, поэтому это по определению выгодно, — рассуждает Артем Тузов. — Чистая процентная маржа у Сбербанка находится на уровне 5,3—5,5%, что позволяет получать 20 процентов рентабельности капитала».

Но главное, банки продолжат активно выдавать льготные кредиты: в начале марта были расширены государственные программы поддержки инвестиций в промышленность, многие из которых предполагают льготное кредитование; запущена программа промышленной ипотеки; разрабатываются льготы для приобретения отечественного оборудования. Что касается ипотечного портфеля, то его рост будет тормозить только запредельный уровень цен: льготная ипотека на новостройки, хотя ставку по ней и подняли, была продлена до 1 июля 2024 года, а параметры семейной ипотеки расширены.