Объявлены параметры федерального бюджета на 2024 год, наряду с этим на Московском Финансовом форуме сделан ряд других заявлений по поводу экономической политики
В пятницу, 27 сентября, правительство внесет в Госдуму проект бюджета на 2024 год и ближайшую трехлетку. А 26 сентября вице-премьер Антон Силуанов впервые публично обозначил основные параметры главного финансового документа и приоритетные цели, на которые будут расходоваться поступления в государственную казну.
Это произошло в рамках VII Московского Финансового форума (МФФ), на пленарной сессии «В поисках нового баланса: российская финансово– экономическая система в период мировой трансформации».
Пленарное заседание МФФ открыл председатель правительства Михаил Мишустин, который отметил, что прогнозы, предрекавшие нашей экономике глубокое падение из-за санкций, не сбылись. Стране удалось плавно адаптироваться к новым вызовам и довольно быстро вернуться к устойчивому развитию. Рост ВВП в текущем году уже превышает 2,5%, в ближайшие годы, предположительно, будет держаться на уровне не ниже 2%, к тому же многие зарубежные инвесторы хотят сохранить свои проекты в нашей стране.
«Правительство утвердило проект бюджета на следующие три года, – сказал Михаил Мишустин. – Доходная составляющая была значительно увеличена, что позволит профинансировать больше расходов, гарантировать четкое выполнение всех социальных обязательств и обеспечить дальнейшее развитие экономики предложения, как нам поручил президент».
Премьер также отметил, что требуется продолжить работу по укреплению финансового суверенитета, развитию импортозамещающего внутреннего производства, совершенствованию инвестиционных механизмов.
Модератор пленарной сессии – председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров не стал откладывать горячие вопросы в долгий ящик, и начал дискуссию с вопроса главе Минфина о том, ожидает ли страну секвестр бюджета и рост налогов.
Антон Силуанов реагируя на слова хорошо ему знакомого депутата по-мхатовски, выразил удивление и при этом взглянул на сидящую рядом в президиуме главу ЦБ Эльвиру Набиуллину. «О каком урезании расходов можно говорить, если доходы увеличиваются, а финансовая система растет: в этом году бюджет превысил 33 триллиона рублей, а в 2024 году составит как минимум 36, 6 трлн, – ответил министр финансов. – Это – нормальная температура, нормальный здоровый бюджет. Другое дело, что 0,5 трлн мы перенаправим с тех программ, которые уже реализованы, на другие цели. Но к секвестру это никакого отношения не имеет», – уточнил глава Минфина.
А затем отметил, что традиционно будут пересматриваться параметры бюджетного правила, на этот раз – в пользу перерабатывающих производств, но и здесь о росте налогов речи тоже не идет.
Правительство, по его словам, не повышает налоги, чтобы деньги оставались у бизнеса, поскольку у него есть возможности направлять их на создание рабочих мест и инвестирование в те отрасли, которые поддерживаются и субсидируются государством, пояснил чиновник. По-видимому, речь идет об обещании не предлагать новых налоговых инициатив сверх тех, что недавно уже были приняты и вводятся в действие.
Приоритетные статьи расходов Антон Силуанов перечислил, буквально загибая пальцы:
«Основной упор, как видно из структуры расходной части бюджета, делается на обеспечение нашей победы, – сказал вице-премьер. – Вооруженные силы, боеспособность, все необходимое для фронта. Второй приоритет – выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, которые на себя взяло государство. Третье – нам необходимо создавать собственные компетенции в производстве и повышать мощности российских предприятий в таких областях, как станкостроение, авиапром и беспилотные системы, новые средства электронной коммуникации».
Итак, как сообщил глава Минфина Антон Силуанов, расходная часть бюджета в 2024 году составит как минимум 36,6 трлн рублей (но может быть и повышена как за счет средств, не израсходованных в году уходящем, так и дополнительных поступлений от экспорта углеводородов. на пленарном заседании Московского финансового форума.
Напомним, что в текущем бюджете предусмотрены доходы бюджета России на 2023 год в 26,13 трлн рублей (17,4 % ВВП), расходы — 29,056 трлн (19,4 % ВВП).
Одним из базисных элементов проекта бюджета является прогноз на 2024 год и ближайшую трехлетку, который предоставило Минэкономразвития. Андрей Макаров поинтересовался у помощника президента России и бывшего главы этого министерства
Максима Орешкина о том, насколько можно доверять прогнозу и не получится ли так, что горькая реальность будущего не совпадет с оптимизмом настоящего?
«Все ошибки бюджетных прогнозов, которые были в последние годы, заключались в том, что ситуация складывалась лучше, чем предполагалось. Реальность оказывалась ближе к оптимистичному сценарию», – ответил Орешкин.
В качестве иллюстрации, на пленарной сессии МФФ были озвучены такие цифры. Прогноз по цене на нефть на 2024 год от Минэкономразвития и Минэнерго – $70 за баррель, в бюджет заложена цена $60, а ЦБ в свои расчеты закладывает $55.
«Мы всегда ориентируемся на самый плохой сценарий, но готовы и к самым хорошим», – сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Поэтому Антону Германовичу, скорее всего, придется бороться с избыточными доходами, а не с дефицитом бюджета», – резюмировал Орешкин, улыбнувшись Силуанову.
«Некуда девать деньги, видите, а вы спрашиваете, хватит их или нет. Хватит», – сказал Силуанов Макарову. И добавил, что в 2023 году по разным причинам не будут освоены 3 трлн рублей, которые ранее планировалось привлечь из ФНБ. Их можно будет направить на инвестиционные проекты уже будущего года.
Модератор, естественно, не мог обойти вопроса, который интересует не только финансистов, но и большинство граждан: продолжится ли ослабление рубля.
Антон Силуанов ответил откровенно: «Есть те, кто заинтересован в сильном рубле. Есть те, кому выгоден слабый рубль. А мы (Минфин) хотим, чтобы он был стабильным и предсказуемым. Слабым или сильным – не очень важно для нас».
Эльвира Набиуллина обратила внимание то, что для государства важнее, чем курс, – не допускать большого роста цен на товары и услуги для граждан. «Да, курс на это тоже влияет, но не в первую очередь, – сказала глава ЦБ. – Курс колеблется во-многом за счет внешних факторов, а мы имеем внутренние механизмы влияния на инфляцию несмотря на то, что в текущем году товарный спрос растет несколько быстрее, чем предложение. Бизнес и граждане стали делать отложенные в 2022 году покупки».
Набиуллина предполагает, что баланс между спросом и предложением российская экономика постепенно нащупывает, и серьезных предпосылок для дальнейшего ослабления рубля нет. А добиваясь за счет таргетирования предсказуемой и низкой инфляции, ЦБ еще и сокращает число таких предпосылок.