Российские производители отопительных систем и оборудования обратились к властям по поводу введенных полтора месяца назад экспортных пошлин на свою продукцию при поставках в страны СНГ. Они существенно снижают их конкурентоспособность и там, и на внутреннем рынке, считают в отраслевой Евразийской ассоциации рынка отопительных систем, где «Моноклю» рассказали еще о нескольких привлекающих внимание случаях внешнеторгового регулирования.
Ситуация в отрасли производства отопительных систем не то, чтобы плохая, наоборот. Десять лет назад доля российских производителей алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления на собственном рынке составляла около 10%. Сейчас – порядка 45%, сообщили «Моноклю» в Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС). И теперь не сделать бы хуже, в то время как можно было бы сделать лучше.
Вообще, начиная с 2005 года, началось резкое вытеснение с нашего рынка европейских поставщиков этой продукции китайскими заводами. На тот момент их доля составляла всего 1,5% и доросла на пике в 2015 году до 73%. Свою роль в уходе европейцев сыграли и российские производители, также нарастившие объемы производства и продаж. И теперь, по сути, рынок поделен между отечественными и китайскими производителями.
Борьба между ними идет с переменным успехом – в 2020 и 2021 годах более 50% рынка осталось за отечественными заводами, в 2022 и, скорее всего, по итогам этого года, перевес будет на стороне китайских поставщиков.
Как отмечают в отраслевой Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС), Россия в качестве страны-потребителя в лучшие годы занимала порядка 40% на мировом рынке алюминиевых и биметаллических радиаторов. Есть за что побороться. И хотя в последние годы российские производители наращивали объемы, дальнейшее увеличение их доли возможно только при условии вытеснения китайских производителей (доля европейцев колеблется в районе 1%). А значительная часть китайских производств была построена именно под потребности России, так что биться за свое место под солнцем они будут вполне серьезно.
Но если в свое время Евросоюз защитил от них свои рынки заградительными, по сути, пошлинами, то мы вряд ли пойдем на это, учитывая текущую геополитическую ситуацию – Китай сегодня основной внешнеэкономический партнер России и введение заградительных пошлин на его товары выбивается из принятой модели торговых отношений между нашими странами.
Тем не менее, в случае ограничения импорта из Китая алюминиевых и биметаллических радиаторов, российские производственные мощности могли бы закрыть потребность в них: резервы есть.
Так что один из возможных путей – конкуренция по цене. Как известно¸ чем больше объемы, массовость производства, тем меньше себестоимость, и, следовательно, можно поиграть с ценой на понижение, потеснив конкурентов. Достичь этой массовости в текущей ситуации можно, в том числе, за счет наращивания экспорта.
«Еще лет 15 назад считалось, что для того, чтобы быть глобально конкурентными, нужно иметь внутренний рынок порядка 250 миллионов населения, – говорит Игорь Прудников, генеральный директор ЕВРАРОС. – И под этот критерий, в принципе, подпадает рынок СНГ. Сейчас же говорят уже о 400-500 миллионах человек. Мы понимаем, какие страны имеют такой внутренний рынок».
Внутренний рынок здесь можно понимать как рынок, где отсутствуют какие-либо барьеры для торговли. Рынок СНГ для производителей радиаторов как раз и был таким рынком до последнего времени. Поставки продукции в эти страны позволяли наращивать объемы производства, а с ними и конкурентоспособность, нацеливаясь и на другие экспортные рынки.
Однако ситуация изменилась после того, как правительство приняло 21 сентября постановление № 1538, которое вводит вывозные таможенные пошлины на товары, экспортируемые российскими производителями за пределы территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В ЕАЭС, как известно, входят 5 стран: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. И здесь для российских поставщиков ничего не изменилось – можно продолжать поставлять свою продукцию без пошлин. Но число стран, входящих в СНГ больше, нежели в ЕАЭС.
До последнего момента поставки в эти страны тоже не облагались пошлиной в соответствие с договором о зоне свободной торговли, ратифицированным федеральным законом в 2012 году. Однако после принятия постановления №1538 таможня начала взимать пошлину за поставки продукции в страны СНГ, ссылаясь на акт правительства.
Это, по понятным причинам, вызвало неприятие со стороны производителей отопительного оборудования. Они обратились с просьбой защитить их интересы к депутату Государственной думы Станиславу Наумову, в прошлом – заместителю министра промышленности и торговли России. Тот, в свою очередь, направил письмо первому заместителю главы Минпромторга Василию Осьмакову.
В письме депутат указал, что федеральный закон, которым установлена зона свободной торговли со странами СНГ, имеет приоритет над таким актом, как постановление правительства. «Поскольку международные нормативно-правовые акты и Федеральные законы имеют преимущественную силу, ассоциация ЕВРАРОС считает применение таможенных пошлин согласно постановлению правительства РФ от 21.09.2023 №1538 необоснованным. Однако таможенные органы настаивают на оплате таможенных пошлин при вывозе отопительного оборудования с территории РФ», – сказано в письме Станислава Наумова, который попросил заместителя министра дать разъяснения по возникшему противоречию.
«Монокль» направил запрос о комментарии в Минпромторг по сложившейся ситуации.
«С одной стороны правительство декларирует всемерную поддержку экспорта. Есть институты развития, такие как, например, Российский экспортный центр. Есть меры поддержки, например, компенсация транспортных расходов для экспортеров. Но эта компенсация, я могу сказать, полностью перекрывается введенной пошлиной. И в чем тогда смысл? – недоумевает Игорь Прудников. – Зачем одной рукой давать деньги, а другой их забирать?»
В ассоциации отмечают еще ряд, на их взгляд, странностей в политике правительства в части регулирования рынка отопительных систем и приборов. Так, например, исторически сложилось, что существенная доля российского рынка промышленных тепловентиляторов приходится на три польские компании: VTS Polska, Sonniger и Reventon Group.
Российским производителям по силам заместить их продукцию: за последние пять лет они отвоевали у них половину рынка и готовы двигаться дальше. В отличие от Китая, Польшу вряд ли можно отнести к дружественным странам, однако каких-либо ограничений на поставки отопительной продукции из Польши нет. Более того, как говорят в ЕВРАРОС, значительная часть закупок у польских поставщиков приходится на компании с государственным участием.
Или другой пример. «Знаете, какая пошлина на поставки нашей продукции в Иран? 55 процентов! – сетует Игорь Прудников,– А симметричной нашей меры нет. Пожалуйста, везите. О чем я говорю? О необходимости внятной политики, не единичных решений: нам нужны деньги, а давайте соберем их с экспортеров! Собрали. Дальше что? Каждый доллар, заработанный там, должен холиться или лелеяться. Мы же вывозим продукцию машиностроения, которой за рубежом вполне достаточно. Сегодня в товарной группе отопительного оборудования перепроизводство и в Европе, и в той же Турции. Конкурировать даже на рынках СНГ очень сложно. А нам говорят – отдайте ваши денежки».
Да и на собственном, российском рынке, например, стальных радиаторов, как выясняется конкурировать с турецкими производителями тоже непросто.
«Отечественные металлурги поставляют в Турцию листовую сталь дешевле, чем ее покупают наши заводы здесь у них же. Неважно, почему так происходит, но это факт. И эта разница где-то 10-12 процентов, – объясняет Игорь Прудников. – Если мы хотим внятную политику, давайте анализировать, как это было при вступлении страны в ВТО, смотреть, что нужно сделать, чтобы та или иная отрасль нормально развивалась».
Как представляется, с этой проблемой – ограничения на поставки в страны СНГ после принятия постановления правительства о введении экспортных пошлин при отгрузках за пределы ЕАЭС – столкнулись не только производители отопительного оборудования, но и другой высокотехнологичной продукции. В этой связи мы намерены следить за развитием ситуации и тем, как отреагирует на проблему Минпромторг и правительство.