Российский несырьевой экспорт нацелился на рост

Николай Ульянов
заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль»
19 октября 2023, 16:03

70% российских экспортеров ожидают роста экспортной выручки в размере от 10 до 30% и более в ближайшие три года.

Таковы результаты исследования перспектив российского несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) и опроса экспортеров, проведенного компанией «Яков и Партнёры» специально для форума «Сделано в России».

Больше половины российских экспортеров заявили о том, что им удалось сохранить или нарастить выручку в 2022 г., при этом основными инструментами реагирования на изменение внешних условий стали переориентация экспорта на дружественные страны (52%) и увеличение продаж на внутренних рынках (47%).

Опрошенные компании отметили три основных направления работы по увеличению экспорта. Первое — освоение новых регионов (54%), в том числе выход на новые рынки, поиск и заключение партнерств, а также развитие компетенций в экспортной деятельности. Второе — развитие продуктовой линейки (28%), в том числе ее адаптация и повышение конкурентоспособности продукции. И третье — наращивание объемов производства продукции (20%), в особенности в АПК, химической и металлургической промышленности.

Усилия экспортеров и рост цен на продукцию несырьевого экспорта позволили в 2022 г. сохранить ННЭ в денежном выражении на уровне 2021 г., при этом, как отмечает генеральный директор «Яков и Партнёры» Яков Сергиенко, в последующие годы роль несырьевого экспорта должна вырасти еще больше. «В условиях снижения доходов от экспорта энергоносителей несырьевой экспорт важен как никогда и должен придать импульс роста всей экономике. К 2030 г. его доля в общем объеме экспорта может занимать от 46% до 52% в зависимости от сценария. Если экспортеры и государство будут работать рука об руку, рост ННЭ в денежном выражении может достичь 30% и обеспечить частичное замещение выпадающих нефтегазовых доходов», — отметил он.

«Совместно с бизнесом и партнерами из дружественных стран мы будем выстраивать устойчивую, основанную на нашем взаимном интересе инфраструктуру внешней торговли. Для этого необходимо донастроить систему поддержки бизнеса как со стороны государства, так и со стороны институтов развития, а также обеспечить логистическую инфраструктуру на ключевых маршрутах и обезопасить от рисков отечественные компании и их зарубежных партнеров. На это в том числе будет направлен обновленный национальный проект „Международная кооперация и экспорт“, инструменты которого позволят создать условия для того, чтобы бизнес смог осуществлять долгосрочные стратегии развития на внешних рынках», — рассказала генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.

Из новых рынков компании в первую очередь планируют развивать работу в ближнем зарубежье и на Ближнем Востоке. В то же время регионы, обладающие гораздо более существенным экспортным потенциалом, пока не получают должного внимания от наших компаний. Как отмечается в исследовании, это может быть связано в том числе с незнанием соответствующих регионов. 54% опрошенных испытывает сложности при выходе на новые рынки и поиске торговых партнеров на них, в то время как исторические рынки ближнего зарубежья знакомы и понятны. В этих условиях каждый второй экспортер хотел бы получать поддержку в поиске и работе с местными партнерами на незнакомых рынках. Сложности расчетов в национальных валютах на отдельных рынках (например, Африки, Индии, Латинской Америки) важным сдерживающим фактором назвали 38% опрошенных экспортеров.

Другим препятствием компании называют узкие места в логистике. Среди ключевых мер экспортеры отмечают повышение пропускной способности железнодорожных сетей, развитие транспортных артерий для экспорта товаров на ключевые рынки — как существующие, так и новые, а также создание экспортных хабов в целевых регионах.