Экономисты давно предупреждали, что внесенный в Конституцию ФРГ 14 лет назад механизм «долгового тормоза» является миной замедленного действия. В результате решения Конституционного суда по важному бюджетному вопросу она сработала в ситуации, когда страна лишилась такого привычного ресурса для промышленного роста и социального благополучия, как относительно недорогой газ из России.
У «долгового тормоза» оказался длинный «фитиль». Взрыв произошел в наиболее критическое для Германии с запуска в 1949 году Wirtschaftswunder (экономического чуда) время, пишет лондонский Daily Telegraph.
Правительству Шольца сейчас необходимо заткнуть фискальную дыру в размере 128 млрд евро, чтобы выполнить вердикт Конституционного суда Германии, признавшего на прошлой неделе незаконным перевод 60 млрд евро, оставшихся в Фонде борьбы с пандемией, во внебюджетный Климатический фонд, средства которого тратятся на «борьбу с изменениями климата» и на различные проекты в экономике.
Это значит, что из давно распланированного до последнего цента федерального бюджета изымаются немаленькие даже для богатой Германии 60 млрд евро, а в перспективе и еще порядка 770 млрд евро в других таких же фондах, что будет означать финансовый крах ФРГ. 9 судей в красных мантиях, заседающих в Карлсруэ, нанесли по властям очень сильный удар, но решения Конституционного суда, какими бы жесткими они ни были, обязательны к исполнению.
Исполнить данное решение можно двумя способами (по крайней мере, два способа лежат на поверхности). Первый состоит в жесткой экономии и снижении государственных расходов, включая сокращение инвестиций в новые технологии в течение, ни много ни мало, следующего полувека. Или — повышением налогов.
Причем, делать что-то необходимо срочно, поскольку, согласно расчетам аналитиков Citigroup, две трети суммы (87 млрд евро) необходимо найти в течение 13 ближайших месяцев.
Есть еще, правда, третий способ. На поверхности он не лежит, и не вполне понятно, можно ли вообще его использовать, но именно к нему пришлось прибегнуть властям Германии.
И министр финансов Кристиан Линднер постановил 23 ноября для частичного решения проблемы временно, до конца текущего года, отменить действие «долгового тормоза». Этот конституционный механизм ограничивает структурный дефицит бюджета страны 0,35% ВВП.
Часть денег решено взять из Фонда стабилизации экономики. Если, конечно, Конституционный не признает незаконным и это решение Берлина.
В любом случае главной проблемой федерального правительства является признание того факта, что финансировать крайне важные для него технологические проекты невозможно без урезания других статей бюджета.
Взрыв мины «долгового тормоза» произошел явно не в самый подходящий для ЧП такого масштаба момент, когда первая экономика Европы переживает далеко не самые лучшие времена. Среди проблем практически во всех секторах немецкой промышленности бросается в глаза кризис на рынке недвижимости, сопровождающийся очень мощным обвалом цен на неё.
Проблемы возникли даже у так называемой «Башни Олафа Шольца», 64-этажного офисного здания рядом с портом в Гамбурге. Результатом финансовых проблем возводящей его Signa Group стало то, что строительство сейчас остановлено. Н наполовину построенный бетонный каркас стал символом кризиса как в строительном секторе, так и во всей немецкой экономике. Причем, расположен он в родном городе канцлера Шольца.
«”Долговой тормоз” является результатом чистой идеологии, — объясняет бывший статс-секретарь Министерства экономики Хейнер Флассбек. — Экономия приведет к глубокой рецессии, затем начнет расти дефицит. В результате потребуются новые урезания расходов и так далее по замкнутому кругу».
Напомним, «долговой тормоз» придумал в 2009 году, на фоне мирового финансового кризиса, министр финансов ФРГ Пир Стейнбрюк, который не очень соответствовал требованиям, предъявляемым к главному финансисту первой экономики Европы. Сам он, кстати, за прошедшие годы признал ошибочность своего творения, но оно, тем не менее, осталось. За его окончательную отмену должны проголосовать обе палаты немецкого парламента, причем, не простым большинством, а двумя третями голосов. Однако главная оппозиция — христианские демократы — выступают категорически против его отмены.
Конечно, «долговой тормоз» — сильное и радикальное средство для обеспечения финансовой дисциплины, оно во многом помогло немецким финансам более или менее благополучно пережить бурные десятые годы. Это подтверждают цифры: у ФРГ соотношение между госдолгом и ВВП составляет 66%, у Франции — 112%, а в США, по прогнозу МВФ, скоро превысит 130%. Плюсы очевидны, но за них, увы, приходится платить.
Германия слишком долго жила по устаревшей экономической модели и не сумела даже заложить основы для создания новой. Кстати, во многом такую сытую и безмятежную жизнь правительству Ангелы Меркель обеспечивал дешевый газ из России, от которого немцы в прошлом году сами же и отказались. Переход на значительно более дорогой американский сжиженный газ стал одной из главных причин нынешних экономических проблем. Кстати, второй «подпорки» той прежней жизни — стремительного развития китайской экономики — сейчас тоже нет. Правда, это произошло по независящим от Германии причинам, для этого постарался ее теснейший союзник за океаном.
Сейчас самое время воспользоваться все еще достаточно низкой стоимостью заимствований и попытаться перезапустить промышленность. Но сделать этот очевидный шаг как раз и мешает «долговой тормоз», ограничивающий размеры дефицита госбюджета и, через это, заимствования правительства.
Фискальная драма, разыгравшаяся сейчас в Германии, затрудняет и работу европейского монетарного союза, которому в данных обстоятельствах не приходится рассчитывать на помощь Берлина. Если Германия вернется к режиму жесткой экономии 10-летней давности, то это, уверен профессор Флассбек, быстро почувствует на себе вся еврозона, состоящая из 20 стран. Скорее всего, полного возврата к жесткой экономии 2010-15 годов не будет, но в той или иной мере затягивать пояса придется жителям всей зоны единой валюты.