Согласно государственному бюджету Украины на 2024 год, его доходная часть составляет составят ― 1,76 трлн гривен (43 млрд долларов по прогнозируемому на 2024 год курсу), а расходная почти вдвое больше ― 3,35 трлн гривен (82 млрд долларов). Предельный дефицит бюджета определен в 1,57 трлн гривен, который частично панируется покрыть за счет приватизации (4 млрд гривен), за счет внутренних займов (526 млрд гривен), а львиную долю ― 1 668 млрд гривен (41 млрд долларов) за счет внешних займов. В 2023 году Киев также получил от западных стран около 40 млрд долларов бюджетной поддержки в виде грантов и кредитов.
Основным донором украинского госбюджета в 2024 году должен был стать ЕС, от которого Киев ожидал получить 19 млрд долларов. На последнем саммите ЕС рассматривался вопрос о выделении Украине 50 млрд евро (55 млрд долларов) в течение 2024-2027 годов. Однако премьер-министр Венгрии Виктор Орбан наложил вето на это решение, поскольку Брюссель заморозил выплату его стране 21 мрлд евро под предлогом «нарушения верховенства права».
Глава Европейского совета Шарль Мишель заявил, что 1 февраля 2024 года будет созван «экстренный саммит» ЕС для согласования бюджета ЕС до 2027 года и выделения финансовой помощи Украине в 50 млрд евро. Однако экономики большинства стран ЕС к концу текущего года демонстрируют признаки замедления, и велика вероятность того, что мнению Венгрии о неразумности таких больших расходов на Украину могут присоединиться и другие страны.
Кроме того, Венгрия не мешает странам ЕС выделять деньги Киеву из своих национальных бюджетов, но желающих становится все меньше. На недавних выборах в Словакии и Нидерландах победили партии, которые заявляли о необходимости полного прекращения финансирования Украины. В Германии, согласно данным опроса INSA, вновь упал рейтинг правящей коалиции: СДПГ поддерживают 15% избирателей, «Зел5ных» — 12%, а СвДП лишь 5%, в то время как рейтинг правой партии «Альтернатива для Германии» вырос до 23%, а 59% немцев хотели бы досрочных выборов. В таких условиях канцлеру ФРГ Олафу Шольцу будет очень трудно разбрасываться германскими деньгами вопреки желанию избирателей. Кроме того, европейцы явно хотят посмотреть, чем закончится противостояние в США вокруг вопроса о финансировании Украины и скорректировать свою политику в соответствии с американской.
Речь идет об инициативе президента США Джо Байдена об общем пакете помощи для Украины, Израиля и Тайваня, первоначальный объем которого составлял 106 млрд долларов, а затем был увеличен до 111 млрд долларов, из которых 61 млрд долларов предназначался для Украины (49,2 млрд долларов на военную поддержку и 11,8 на бюджетную). Однако этот законопроект натолкнулся на резкое несогласие республиканцев, как в палате представителей, так и сенате, потребовавших увязать помощь Украине, Тайваню и Израилю с наведением порядка на южной границе США, которую пересекают до 12 тыс нелегалов в сутки.
В итоге американские конгрессмены смогут вернуться к рассмотрению этих вопросов лишь в январе, после рождественских и новогодних каникул. Большинство аналитиков сходятся во мнение, что если даже Белый дом пойдет навстречу республиканцам по вопросу охраны границы, то пакет помощи Украине при его утверждении в Конгрессе наверняка будет урезан минимум в два-три раза. При этом складывается впечатление, что президент США Дож Байден явно дозирует помощь Украине ― например, у Пентагона осталось около 6 млрд на военную помощь Киеву, но Белый дом выделяет ее небольшими пакетами по 100-200 млн долларов два-три раза в месяц. Если версия о том, что США и ЕС устали от поддержки Украины и утратили веру в возможность ее военного успеха, и сознательно сокращают помощь Киеву, стремясь склонить его к переговорам о мире, то Вашингтону и Брюсселю может быть выгодно сопротивление республиканцев и Венгрии.
От МВФ в 2024 году Украина ожидает поступления 5,4 млрд долларов. Киев уже получил от фонда 4,5 млрд долларов из 15,6 млрд долларов по программе расширенного финансирования EFF. Кроме того, в следующем году Украина рассчитывает получить около 6 млрд долларов от Японии, Великобритании, Канады и ряда других стран.
Таким образом, пока под вопросом находится европейский и американский пакет финансовой помощи в 31 млрд долларов, из необходимых Киеву 41 млрд долларов. Маловероятно, чтобы США и ЕС полностью отказались бы финансировать украинский бюджет, но даже в этом случае у Киева есть резервы на будущий год. ЗВР Украины составляют 38,88 млрд долларов, что с лихвой перекрывает и американский и европейский пакеты финансирования.
Если Киеву жалко тратить заначку, то есть другой способ решить свои финансовые проблемы, например, провести девальвацию национальной валюты ― тогда любое иностранное финансирование увеличивается прямо пропорционально проведенной девальвации. В 2023 году Национальный банк Украины потратил на поддержание курса гривны 27 млрд долларов.
Еще один крайне неприятный для украинских чиновников выход из сложившегося положения ― это жить по средствам, то есть сокращать расходы. Например, украинские военные, находящиеся на фронте, получают в месяц не менее трех тысяч долларов. В тылу заработки еще выше ― недавно работникам украинской Генпрокуратуры были выданы премии, от 4 тыс до 6 тыс долларов США.
Хлынувший с Запада поток денег явно лишил украинских чиновников адекватности ― например, городские власти небольшой по размерам Полтавы выделили на обрезание веток деревьев 1 млрд гривен (чуть менее трех млрд рублей). О фактах воровства бюджетных средств, в том числе и в министерстве обороны Украины, местная пресса писала неоднократно, что стало еще одной из причин замораживания помощи от США и ЕС. По самым скромным подсчетам, украинские чиновники разворовывали половину выделяемых им денег ― то есть, если западная сократится помощь вдвое, но ее перестать разворовать, то выделенных денег Киеву хватит с лихвой.