В нефтяном картеле осталось 12 членов.
16 лет в ОПЕК Анголе хватило для того, чтобы прийти к выводу, что она сможет прожить без нефтяного картеля.
Формальным поводом для выхода из ОПЕК стали разногласия с Саудовской Аравией по поводу квот на добычу нефти. Эр-Рияд, напоминает Bloomberg, не только в одностороннем порядке сократил добычу нефти на миллион баррелей в день, но и настойчиво призывал последовать его примеру остальных членов нефтяного картеля. Согласны с такой борьбой со снижением цен на «черное золото» были далеко не все 13 стран, входивших в ОПЕК. Но только у Анголы несогласие вылилось в столь радикальную форму, как выход из организации.
Решение, впрочем, не было неожиданным и спонтанным, потому что разногласия с неформальным лидером картеля, которым является Саудовская Аравия, начались у Луанды еще в июне (по крайней мере, в первый летний месяц о них начали говорить вслух). Тогда разрешение для ОАЭ повысить добычу было компенсировано согласием Луанды на квоту на 2024 год. Между тем, ангольскиие нефтяники снижали добычу все последние годы. В результате недофинансирования нефтяной отрасли, старения оборудования и скважин, добыча нефти в этой западноафриканской стране за последние 8 лет снизилась на 40% до 1,4 млн бар./д.
В ноябре споры усилились. Именно из-за разногласий с Анголой была на 4 дня отложена ноябрьская встреча министров нефтяной промышленности членов ОПЕК. Для Анголы провели аудит нефтяной отрасли независимыми экспертами. Но если в Луанде надеялись на положительные результаты, её ждал неприятный сюрприз: вместо повышения квоты ее понизили ниже нынешнего уровня до 1,1 млн бар./д.
Вскоре после окончания 30 ноября саммита ОПЕК представитель Анголы при нефтяном картеле Эстевао Педро заявил агентству Bloomberg, что его страна отвергает квоту и продолжит качать нефть по максимуму. Первой о выходе Анголы из ОПЕК 21 декабря сообщила единственная, кстати, в стране ежедневная газета Jornal de Angola.
«Как любая страна, мы ждем от участия в той или иной организации положительных результатов, которые будут соответствовать нашим интересам, ― подчеркнул министр минеральных ресурсов, нефти и газа Анголы Диамантино Азеведо после вчерашнего заседания правительства, на котором было принято решение о выходе. ― Если это не происходит, мы приходим к выводу, что в нашем дальнейшем участии в этой организации больше нет смысла и необходимости. Решение далось нам нелегко, но время принять его пришло».
Конечно, выход Анголы из ОПЕК стал очередным доказательством того, что в нефтяном картеле нет особого единства. После формального сообщения о выходе фьючерсы на нефть марки Brent снизились на 1,5%, и ее баррель стал стоить дешевле 79 долларов.
Ситуация с ценами на нефть пока складывается, по крайней мере внешне, не в пользу ОПЕК. Дело в том, что сокращение добычи нефти рынок не ощущает, потому что не входящие ни в ОПЕК, ни в ОПЕК+, нефтедобывающие страны, не сдерживаемыми квотами, качают нефть по максимуму и полностью компенсируют снижение предложения. Достаточно сказать, что США установили в конце года новый абсолютный рекорд по добыче нефти ― 13,3 млн бар./д.
Новость о выходе Анголы из ОПЕК не стала сенсацией номер один, потому что, кроме нее, в последние годы Организацию стран-экспортеров нефти по разным причинам, покинули Катар, Индонезия и Эквадор. К тому же, ряд стран, например, Габон и та же самая Индонезия выходили из картеля, но затем возвращались в него.