Рост потребления мяса пока опережает рост его производства
Необычный и неожиданный ― так определяют для себя уходящий год в мясной отрасли. Неожиданно цена курятины превысила цену свинины в первой половине года, и остается до сих пор почти на ее уровне. Последняя тоже во второй половине года превысила восьмилетний ценовой рекорд. Это случилось в том числе из-за необычно выросшего спроса населения, хотя эксперты и прогнозировали его спад и как следствие, снижение объемов производства. Производство хотя и меньше чем в прошлом году, но тоже выросло вслед за спросом, всплеск которого распространился как на премиальную мясную продукцию, так и на базовый белок ― яйцо, впервые заставившее заговорить о себе на самом высоком уровне. И да, в этом году мы съедим необычно много мяса ― около 80 кг на душу населения против 79 кг в прошлом году. Но к чему готовиться в следующем году у мясных прилавков?
По данным Центра агроаналитики Россельхозбанка, в этом году потребление мяса может побить исторический рекорд и составить 80 килограммов на душу населения, а в новом году и вовсе увеличится не менее чем до 83 килограммов. Потребление мяса и прежде росло, но более равномерно от года к году (с 71,7 кг в 2015 году до 79 в прошлом), а в этом году рынок столкнулся с необычно высоким спросом на многие товары народного потребления и, что закономерно для сытых времен, на мясо особенно.
А вот темпы производства мяса хотя и неплохие, но несколько меньше, чем в прошлом году. Если в 2022-м после непродолжительной стагнации мясная отрасль выросла на 3,5%, то за 11 месяцев этого года ― на 3,1%. Производство явно не поспевает за спросом (выпуск курятины вырастет всего на 1,5%, в 2,5 раза меньше, чем год назад), поскольку доходы населения продолжали расти весь год, что и вызывало временами ажиотаж вокруг мяса как со стороны населения, так и мясокомбинатов. А это привело к рекордным всплескам цен в уходящем году.
Первой не выдержала наплыва покупателей курятина, цены на которую достигли исторического максимума еще в 2021 году, а весной этого года она впервые превысила цену свинины. Со средних 170 рублей за кг бройлера в рознице, покупатели увидели 200 рублей и теперь еще выше ― 220-240. С начала года она подорожала больше других видов мяса ― примерно на 23%. Среди основных причин птичники называют подорожание кормов в прошлом и этом годах, рост заработных плат и прочих расходов при низкой средней рентабельности в 3-4% и сокращении поголовья на 4% из-за болезней птиц и малого числа новых инвестпроектов в куроводстве.
Рынок выровнял ситуацию, поскольку вместо подорожавшей курятины мясопереработчики стали класть в колбасу больше свинины, что к тому же льстит потребителю. И к августу стоимость бройлера во всяком случае прекратила рост.
Зато цены на свинину пошли вверх в связи с повышенным интересом и переработчиков, и рядовых потребителей: опт (в убойном весе) после начала марта поднялся со 110 до 145 рублей за килограмм к апрелю этого года. А к середине августа цены производителей достигли восьмилетнего максимума — 150 рублей за килограмм. «Так сложилось, что рост доходов населения, подорожание курятины и интерес к ней со стороны производителей мясной продукции совпали с сезонным ростом спроса, ― объясняет генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. ― И если говорить о восьмилетнем антирекорде, то надо понимать, что цены на свинину в рознице за этот период выросли всего на 20%, тогда как потребительская инфляция составила около 70%, говядина подорожала на 50%, птица — на 45%».
По сути, все это изменило и структуру потребления мяса в этом году: свинина почти догнала традиционно наиболее популярную курятину. По словам Кюрия Ковалева, в этом году мы рекордно в истории страны увеличили потребления свинины — с 23-х в 2015-м году до 30 килограммов на человека в год (плюс 30%). В этом году ожидается рост потребления свинины на уровне 5-6%, что сравнимо с уровнем роста прежнего года (5,2%).
При этом в отличие от птицефабрик у свиноводов себестоимость в начале 2022 года также выросла на 10―15%, они, но рентабельность в 25-30% позволила им отпускные цены резко не повышать, чтобы не спугнуть потребителя.
Но главная надежда свиноводов на будущий год ― начало поставок свинины в Китай, который впервые открыл свой рынок для российской свинины после пятнадцатилетнего запрета (связанного с чумой свиней). «Четыре предприятия уже прошли все этапы аттестации китайскими таможенными и ветеринарными органами, осталось получить итоговое разрешение, и с января начнутся, надеемся, первые поставки, ― надеется Юрий Ковалев. ― Мы потенциально в следующем году может поставить в Китай 250-300 тысяч тонн свинины, это на уровне 10% от общего производства, что как раз позволит вывезти с рынка новые лишние объемы и стабилизировать внутренние цены от большой сезонной волатильности».
Говядина в 2022-2023 годах тоже беспрецедентно выросла в цене, хотя ее потребление увеличилось незначительно и остается на уровне 13 кг на душу населения. В апреле уходящего года цены достигли пиковых отметок за десять лет, затем летом незначительно ослабели, но в августе вновь начали укрепляться. При этом рост производства говядины продолжает увеличиваться. По прогнозам Минсельхоза, он может составить 9,5-10% при том, что в 2022 году в хозяйствах всех категорий производство говядины сократилось на 3,2%. «В этом году сложилась беспрецедентная ситуация с ростом выпуска говядины, ― пояснил «Моноклю» исполнительный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. ― Производство растет не за счет нового маточного поголовья в мясных стадах, оно только сокращается, но из-за того, что фермеры все больше отдают на убой молочное стадо из-за слишком низких цен на молоко». При этом, по его словам, спрос на говядину вырос в основном на некоторые отруба мясной говядины в среднеценовом сегменте в рознице, а премиальные и низкоценовые категории почти не подорожали.
Он отмечает, что заявление министра сельского хозяйства РФ о прекращении поддержки молочных проектов ниже 1500 дойного поголовья КРС означает усложнение существования мелких и средних фермеров. На рынок говядины так же в этом году стала «давить» п импортная говядина. Ее мы закупаем около 20% от производства на уровне 300 тысяч тонн, в основном в Бразилии. Из них 100 тысяч тонн по просьбам мясопреработчиков государство уже два года как разрешило ввозить беспошлинно. «При этом новых инвестпроектов в мясном скотоводстве на создание маточного поголовья и так нет, а беспошлинный импорт и подавно не стимулирует к новым вложениям в мясное скотоводство, ― сожалеет Роман Костюк. ― В следующем году продлен беспошлинный завоз говядины, что снижает инвестиционную активность в мясном скотоводстве. Значит, вырастет и импортная зависимость, переработчики больше будут переходить на бразильскую говядину». Он ожидает, что производство говядины покажет небольшой рост в следующем году, но снова будет связано не с наращиванием сырьевой базы, а с сокращением маточного поголовья. «Рост цен будет распределен, ― в пределах инфляции будет расти дешевая говядина и более серьезно элитная в связи с сокращением масштабов ее производства и ростом вывоза на экспорт», ― заключает Роман Костюк.
Наконец, изменилась структура потребления готовой мясной продукции. По данным Маркетингового агентства «ФНЦ пищевых систем», несмотря на пессимизм мясопереработчиков в начале года, рынок показывает рост потребления более дорогостоящих продуктов, то есть колбасных изделий. По сравнению с 2022 годом за 9 месяцев 2023-го их производство выросло в целом на 2,1%. «Если категория вареных колбас и сосисок фактически стагнирует, то жареные, копченые и субпродуктовые группы уверено растут, ― говорит бизнес-эдвайзер и директор «ФНЦ пищевых систем» Ольга Кайтялиди. ― Это связано с ростом потребления в областях с ощутимым ростом доходов и тем, что потребители, отказавшись от целого ряда недоступных товаров non-food, компенсируют более дорогими товарными категориями. Именно поэтому в сетевом ритейле растут продажи экзотики и «вкусняшек». Продукты из птицы показали падение производства на фоне беспрецедентного роста стоимости сырья».
Данные «Росстата» также говорят о том, что сетевой ритейл демонстрирует рост продаж деликатесов, ветчин (из птицы), варено-копченых, сырокопченых и сыровяленых колбас. По словам президента Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея Карпова, дешевые мясные продукты все чаще перетекают в дискаунтеры, а премиальные полки занимают долгое время стагнировавшие деликатесы.
Наконец, больше всего удивили в этом году яйца, цены на которые выросли с начала года по середину декабря на 46,5%, а местами достигали 300 рублей за десяток. ФАС уже нашел четыре виновных предприятия, которых заподозрили в картельном сговоре. В Росптицесоюзе считают, что здесь также наложились два фактора: сезонный рост спроса и повышение потребления яиц из-за роста доходов населения. Объем потребления составил чуть более 45 млрд штук при производстве 44,9 млрд. Дело не обошлось и без вынужденного уничтожения поголовья несушек рядом ведущих птицефабрик в прошлом году из-за болезней птиц (56 очагов в прошлом году). По данным Росптицесоюза, в 2023 году будет произведено 46,4 млрд яиц. И все же дополнительные объемы ― около 1-1,2 млрд штук Минсельхоз решил закупить у Азербайджана, готов поставлять яйца в Россию и Иран. «Все это на фоне снижения сезонного спроса стабилизирует в начале следующего года цены на яйцо», ― уверена заместитель генерального директора Росптицесоюза Елена Степанова.