Кто позолотил яйца

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
17 декабря 2023, 15:12

Российские ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц. Вместо серии контрольных мероприятий и упований на спасительный импорт лучше подумать о реальных механизмах расширения внутреннего производства

АЛЕКСАНДР РЮМИН/ТАСС
Еще никогда в России так резко не дорожал ни один базовый продукт питания как столовое яйцо этой осенью и зимой

«Я недавно спрашивал у министра сельского хозяйства, как у него с яйцами. Они говорят, что у них все в порядке. А я ему ответил: вот у граждан наших есть проблемы», — не без горечи пошутил президент Владимир Путин на своей итоговой пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе. Пожалуй, еще никогда министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву не приходилось так краснеть перед главой государства за цены на массовые продукты питания, как сейчас за яйца, стоимость которых с начала года выросла более чем на 40%. Чиновник заверил президента, что «все будет хорошо»: скоро начнутся поставки импортных яиц. «Я очень на это надеюсь», — сказал президент, сделав акцент на последнем слове. И заодно сам извинился: «Сожалею и приношу свои извинения на этот счет. Это сбой в работе правительства». Так что же произошло?

Власть подогрела ажиотажный спрос

В самом деле, еще никогда в России так резко не дорожал ни один базовый продукт питания, как этой осенью и зимой — столовое яйцо. По данным Росстата, цены на куриные яйца с января 2023 года по 8 декабря выросли почти на 42,4%. Потребители заметили этот тренд еще в сентябре, когда ценники с привычных 70–80 рублей за десяток яиц наиболее массовой первой категории поднялись до 100 и выше. В ноябре Федеральная антимонопольная служба в традиционной для себя манере направила запросы в федеральные торговые сети, требуя разъяснения ситуации. Далее в конце ноября вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу принять меры, направленные на увеличение внутреннего производства мяса кур и куриных яиц, а прокуратура начала проверку производителей, пытаясь выяснить, кто же наживается на социальном продукте.

Но все эти действия властей лишь испугали население: сначала в Белгороде и Саратове, а затем и в других городах возник ажиотажный спрос на яйца, так что прилавки начали пустеть даже в федеральных торговых сетях. А продукт, несмотря на усилия правительства, продолжил дорожать: с 27 ноября по 4 декабря стоимость столового яйца (всех трех категорий) выросла на 4,2% и составила в среднем 116,5 рублей за десяток. С 5 по 11 декабря они снова прибавили в цене — на сей раз на 4,6%. Но это в среднем. А, например, в Краснодарском крае упаковка яиц в отдельных магазинах продавалась уже за 200–250 рублей. По данным Росстата, «цены на яйца куриные в 49 субъектах Российской Федерации выросли на 0,2–5,0%, в 33 субъектах — на 5,1–13,5».

Первыми попытались исправить ситуацию власти Белгородской области, проведя в начале декабря дополнительно четыре ярмарки для продажи яиц по 67 рублей за десяток (против примерно 110 рублей в торговых сетях). Когда стало понятно, что это не помогло, правительство региона, словно вспомнив советский опыт, попыталось ограничить продажу яиц — не более двух десятков в одни руки. «Предприимчивые граждане стали приходить буквально целыми семьями, чтобы купить максимальное количество яиц, — рассказывает заместитель губернатора Белгородской области Юлия Щедрина. — Естественно, из-за наплыва людей возникли длинные очереди». По словам чиновницы, ажиотаж стал следствием «вынужденного решения властей отрегулировать рынок путем запрета», поскольку реальных предпосылок для дефицита нет: самообеспеченность региона яйцом составляет около 200%.

«Я более чем уверен, что ажиотажный спрос на яйца разогнали сами власти, начав массовые проверки торговых сетей и производителей и объявляя об этом публично, словно оправдываясь перед кем-то, — сказал “Моноклю” генеральный директор ЗАО “Птицефабрика „Новороссийск” Владимир Мхитарян. — Вот увидите, через десять-двадцать дней все успокоится. Ведь население же не бунтовало, когда в этом году подорожали топливо и электроэнергия, которыми они пользуются каждый день. Нам вот пришлось даже по просьбе региональных властей временно приостановить экспорт продукции в Абхазию. Уверен, что это не повлияет на цены, но мы послушались». К слову, экспорт яиц из России (в основном в Монголию, Казахстан, Киргизию и Абхазию) стабилен и не превышает 1% от общего объема производства — около 460 млн штук ежегодно. То есть не соседи съели наши яйца. Тогда кто?

Новые программы — новые доходы

В Росптицесоюзе считают, что отчасти виноваты предстоящие праздники, отчасти — малоимущие граждане. «В этом году сложилась аномальная ситуация, когда сезонное повышение спроса перед Новым годом наложилось на рост доходов россиян, следствием которого стало увеличение потребления яиц, — поясняет заместитель генерального директора Росптицесоюза Елена Степанова. — Некоторые категории малоимущих получили социальные выплаты и сразу понесли их на рынок». По данным Росстата, за десять месяцев 2023 года число малообеспеченных граждан сократилось с 17,2 млн до 16,0 млн человек. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения за январь‒сентябрь выросли в среднем на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Реальные денежные доходы повысились на 4,4%, реальные располагаемые денежные доходы — на 4,8%.

В Росстате также заметили, что уровень бедности в третьем квартале 2023 года уменьшился относительно того же периода 2022 года на 0,3 процентного пункта (0,5 млн человек), а граница составила 14 392 рубля. «На снижение уровня бедности повлияла реализация адресных социальных программ, направленных на наиболее уязвимые группы населения, а также рост заработных плат и пенсий», — заявили в статистической службе и добавили, что в целом денежные доходы населения в третьем квартале 2023 года достигли 21,7 трлн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 10,3%. «Но наши производители вполне могут удовлетворить растущий спрос, и реального дефицита яиц на рынке нет», — заверила Елена Степанова.

Данные по потреблению яиц есть только за 2021 год. Так, Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка фиксирует, что в позапрошлом году каждый россиянин в среднем съел 308 яиц. При численности населения в 146,17 млн человек получается, что общий объем потребления составил чуть более 45 млрд штук при производстве 44,9 млрд. Оставшийся объем мы закупили в Азербайджане и Беларуси.

По данным Росптицесоюза, в 2023 году будет произведено 46,4 млрд яиц — на 0,3 млрд больше, чем годом ранее. Согласно прогнозу союза ведущих птицеводческих фабрик, в 2024-м этот показатель достигнет 46,5 млрд.

Грипп пришел в птичники

И это несмотря на крайне сложную ситуацию с заболеваниями кур на промышленных предприятиях. В частности, речь идет о высокопатогенном гриппе птиц (ВГП), который уже три года уничтожает поголовье по всему миру. Еще в прошлом году Россельхознадзор оценивал ситуацию с ВГП как «самую мрачную в истории»: по данным Всемирной организации здравоохранения животных (WOAH), в 2022 году в 70 странах было зарегистрировано 7600 очагов гриппа в популяциях домашней и дикой птицы. С весны прошлого года эпидемия стала превращаться в панзоотию. Потери в каждой отдельной стране исчисляются десятками миллионов птиц.

По данным российского Минсельхоза, если в прошлом году в России было зафиксировано 56 очагов ВГП (включая частные подворья и дикую природу, откуда зараза порой проникает на птицефабрики), то только за шесть месяцев текущего года в 28 регионах зарегистрировали 62 очага. «В 2023 году ситуация по высокопатогенному гриппу птиц на территории РФ стала экстраординарной, это связано с распространением данного заболевания среди дикой фауны. Такого не было ни разу за последние восемь лет, что я здесь работаю», — говорил в сентябре заместитель директора департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Андрей Муковнин. Точные данные о численности погибшего поголовья найти не удалось, однако известно, что только у ведущего производителя яиц, птицефабрики «Синявинская», из-за ВГП и болезни Ньюкасла в 2023 году выбыло 5 млн кур-несушек, что эквивалентно потере 1,5 млрд яиц.

Птицеводы сетуют, что одной из причин роста заболеваемости может служить запрет Минсельхоза с сентября этого года на поставку импортных вакцин от тех предприятий, которые не прошли проверки на соответствие требованиям надлежащей производственной практики (GMP). Если от птичьего гриппа нигде в мире промышленное стадо не прививают (поскольку до сих пор не понимают, что вызывает болезнь — внешняя инфекция или сама вакцина), то от других заболеваний, в частности от болезни Ньюкасла (тип пневмонии птиц), — вполне. «Нарушения поставок наметились еще в прошлом году, когда вообще все импортное стало труднодоступным, — рассказывает экс генеральный директор ЗАО “Птицефабрика „Синявинская” Никита Мельников. — С сентября многим пришлось перейти на менее эффективные российские вакцины, в итоге риск заболеваемости птичьего стада вырос. А значит, падеж может стать больше, и производство мяса и яиц снизится».

Впрочем, ректор Уральского государственного аграрного университета академик РАН Ирина Донник считает, что проблема зависимости промышленности от импортных препаратов надуманная: «Надо просто научиться работать с нашими вакцинами. И мы не видим катастрофы на промпредприятиях из-за болезни кур: птицы надежно защищены, и в случае чего их сразу переводят на карантин». По данным Россельхознадзора, на начало декабря в России зафиксировано шесть вспышек ВГП на шести предприятиях (и в девяти домашних хозяйствах), из которых наиболее крупный падеж отмечался на Малечкинской птицефабрике Вологодской области. Впрочем, по словам Елены Степановой, в этом году выбыло незначительное число кур-несушек, больше пострадали хозяйства с бройлерными стадами. «Погибших несушек легко заместили птицами из хозяйств соседних регионов», — уверена она. В Росптицесоюзе утверждают, что птицефабрика «Синявинская» уже восстанавливает утраченное поголовье. Одним словом, чума тоже не особо виновата в повышении цен на яйца.

Ретейл просчитался

Как пояснили «Моноклю» в Минсельхозе, одной из мер для сдерживания цен на яйца должен стать совместный с Минпромторгом перевод производителей и торговых сетей на долгосрочные договоры поставок, что позволит обеспечить прогнозируемые объемы продукции и цены на нее в рознице. Директор ИКАР Дмитрий Рылько полагает, что отчасти это поможет исправить ситуацию. Дело в том, что часть контрактов с фабриками на поставку яиц ретейлеры традиционно заключают на долгий срок, чтобы избежать сезонного колебания цен, а часть — на открытых торгах, где стоимость продукции обычно определяется рыночными реалиями на текущий момент. «Закупщики в прошлом году решили, что сильно проиграли из-за долгосрочных контрактов, потому что рыночные цены на яйца падали, в итоге на этот год многие сети предпочли заключить краткосрочные, — говорит Дмитрий Рылько. — Но весной этого года яйца стали дорожать. Ретейлеры, по сути, попали в свою же ловушку и вынуждены сейчас покупать товар по более высоким ценам, которые у производителей объективно выросли. Проверки ФАС вряд ли повлияют на ситуацию, поскольку птицеводческие предприятия стараются не работать с сетями, а продавать яйца там, где их не будут проверять».

На фоне ковровых проверок торговые сети «Верный» и «Глобус» по «предложению» ФАС все же ограничили наценку на уровне 5%, а «Азбука вкуса» согласилась на 10%. «Рекомендации ФАС — это попытка переложить проблему с больной головы на здоровую, — вступается за сетевую торговлю председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Ретейл сам страдает от того, что его периодически заставляют снизить наценку до ноля. Продажа яиц и так нерентабельна, некоторые магазины давно торгуют ими в убыток, причем добровольно, поскольку это трафикообразующий товар. Например, у X5 Group рентабельность по яйцам отрицательная». По его словам, проблема все же в дефиците самого продукта, а отпускные цены повысили производители, а не продавцы.

Импортозависимые яйца

Куроводы не отрицают, что себестоимость производства яиц растет аномальными темпами уже второй год подряд, причем в последние месяцы особенно сильно. В среднем по рынку до 60% затрат приходится на покупку корма, около 20% составляют расходы на производство и зарплаты, еще 15% — кормовые добавки, ветпрепараты и витамины. «Комбикорма подорожали главным образом из-за повышения стоимости зарубежных компонентов, связанного с ростом курса валют, — рассказывает первый заместитель генерального директора АО “Птицефабрика „Свердловская” Игорь Овчинников. — Мы закупаем соевый шрот, витамины и аминокислоты, без которых куры будут малопродуктивны. Соевый шрот на 80 процентов завозится из-за границы, все витамины иностранного производства, лизин более чем на 50% импортный, метионин у нас хотя и производят в небольшом количестве, но он почти полностью уходит за границу. Так что даже если какие-то птичники сами делают комбикорм, его себестоимость все равно растет». Предприниматель добавляет, что в последнее время повысились и производственные затраты: на 40% увеличились транспортные расходы в связи с подорожанием топлива и услуг перевозчиков, на 30–40% пришлось поднять зарплаты из-за нехватки специалистов (много мигрантов уехало из-за падения дохода в валютном эквиваленте; кроме того, часть сотрудников ушли на СВО). По данным Росптицесоюза, в 2023 году расходы производителей на зарплаты выросли на 25–30%, на оборудование — на 25–30%, на ветеринарные препараты — на 15–25%. «Плюс общая инфляция. Поэтому у нас, например, себестоимость только за этот год взлетела на 25 процентов. Однако цены на наше яйцо в оптовом сегменте Свердловской области повысились не так сильно, примерно на 10–12 процентов. И если весной и осенью на пике спроса мы могли продавать продукцию птицеводства с общей рентабельностью семь-восемь процентов, то летом приходилось торговать в убыток», — говорит Игорь Овчинников.

Впрочем, он признает, что в некоторых местах яйца могли подорожать и на 40% из-за необходимости доставки из других регионов. «Но даже в этих случаях проверки птицефабрик прокуратурой вряд ли увенчаются успехом, — полагает Никита Мельников. — Ну придут они на фабрику, им покажут составляющие себестоимости, и они поймут, что производители цены не задирают. С тем и уйдут. А осадок в виде ажиотажа останется».

Турецкие яйца дороже

В качестве экстренной меры Минсельхоз «для насыщения внутреннего рынка» предложил — и правительство 13 декабря с этим согласилось — обнулить импортные пошлины на куриное яйцо. Переговоры с дружественными странами об увеличении поставок продукции уже ведутся. «До конца текущей недели ожидаются первые поставки из Азербайджана, а в ближайшее время — из Турции. В результате уже в ближайший месяц прогнозируется стабилизация ценовой динамики», — заверили в ведомстве. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в начале декабря лично ездил в Турцию договариваться с 17 предприятиями, груз от трех из них вскоре должен поступить.

Россия импортирует в основном инкубационное яйцо, но и его ввоз в прошлом году сократился на 34%, до 400 млн штук, из-за расширения птицеводами собственного родительского стада. Но со столовым яйцом все может оказаться не так просто. По данным Росптицесоюза, средняя розничная цена на яйца в Турции в переводе на отечественную валюту составляет 240 рублей за дюжину, или 200 рублей за десяток, что даже выше текущих показателей. А по данным портала Global Produсt Prices, который мониторит розничные цены на продукты в 82 странах, по стоимости яиц Россия занимает 80-е место, опережая лишь Азербайджан и Бангладеш (на первом месте Новая Зеландия: 6,7 доллара за дюжину).

«Если добавить к этому транспортные затраты и сложную логистику (напрямую Турция может поставлять морем в основном в Краснодарский край, остальные маршруты сухопутные с многодневными пробками на границах), сомневаюсь, что турецкому бизнесу будет выгодно продавать яйца в Россию. Может, они попробуют какие-то партии ввезти, но вряд ли станут торговать долго» — Игорь Овчинников совершенно спокоен за отечественный рынок. И еще неизвестно, смогут ли они конкурировать по качеству с российским яйцом. Владимир Мхитарян с птицефабрики «Новороссийск» комментирует: «Две недели назад к нам на фабрику приезжала делегация из Турции — взяли пробы, чтобы покупать наши яйца, поскольку они по качеству лучше, чем у них. Я же переживаю о другом: вместе со своими столовыми яйцами они могут завезти к нам инфекцию, поскольку санитарные стандарты в Турции несколько ниже».

Снести за пять лет

И все же главной долгосрочной мерой борьбы с ценами в Минсельхозе считают расширение собственного производства с прицелом на экспорт вероятных излишков продукции. «План по дополнительному увеличению объемов для удовлетворения потребностей внутреннего рынка согласован с основными предприятиями», — заверили «Монокль» в ведомстве. В Росптицесоюзе признают: в последние годы производство яиц в самом деле развивается медленно. «Рентабельность яичного направления достигает в лучшем случае двух‒пяти процентов. Этого недостаточно, чтобы отрасль развивалась, и многие усиливают более прибыльное бройлерное производство, — объясняет Елена Степанова. — Хотя, конечно, все возможности у нас есть».

В себестоимости яйца до 60% затрат приходится на стоимость корма, около 20% — производственные расходы и зарплата и до 15% — кормовые добавки, ветпрепараты и витамины

Но такое решение явно неспособно сдержать рост цен, поскольку до первых яиц в среднем уходит четыре-пять лет. «Одна только подготовка цыплят занимает два с половиной — три года: за год надо договориться на поставку кросса, затем вырастить из него родительскую курицу, потом получить от нее инкубационное яйцо, затем нужно время на инкубацию, еще около 150 дней уходит на выращивание цыплят до выпуска в промышленное стадо, — подсчитывает Игорь Овчинников. — До этого надо построить птичник, что со всеми согласованиями займет не менее года-двух, завезти оборудование, которое в птицеводстве в основном импортное, и оно тоже подорожало на 50 процентов, как и строительные работы». Инвестиционный цикл до периода окупаемости займет не менее 10–12 лет. «И вряд ли кто-то в нынешних условиях готов вкладывать в новые предприятия, поскольку неизвестно, что через три-четыре года будет с ключевой ставкой, спросом и уровнем конкуренции. Есть риск попросту не окупить вложения», — заключает предприниматель.

Впрочем, Владимир Мхитарян как раз среди таких смельчаков: «Мы планируем расширить производство яйца на 20 процентов, но эти планы связаны с экспортом: внутреннему рынку столько не нужно. Поэтому мы просим, чтобы его хотя бы официально не ограничивали».

Однако инвестировать ему придется без всяких мер господдержки, которые пока никем предложены не были. Птицеводам отменили льготы несколько лет назад из-за насыщения внутреннего рынка, и лишь в 2021 году правительство постановило компенсировать 20% капитальных затрат на строительство птичников. Но только для выращивания родительского стада, что, как видно по темпам сокращения импорта инкубационного яйца, вполне сработало. Пока птицеводы не уверены, что государство планирует стимулировать увеличение выпуска столовых яиц. «Вот увидите: уже в январе, после праздников, когда все наедятся оливье, ситуация стабилизируется, и цены упадут. Так происходит каждый год», — убежден Никита Мельников.