Компания QatarEnergy может оказаться вынужденной перенаправить свои танкеры с сжиженным природным газом через мыс Доброй Надежды на юге Африки, если проход через Красное море останется небезопасным.
Катарская национальная нефтегазовая компания QatarEnergy приостанавливает перевозки сжиженного природного газа (СПГ) через Красное море, сообщает ТАСС со ссылкой на агентство Reuters. Поинформации агенства, суда Al Ghariya, Al Huwaila и Al Nuaman загрузили СПГ в Рас-Лаффане в Катаре и должны были направиться к Суэцкому каналу, но 14 января остановились у берегов Омана.
QatarEnergy, согласно этим данным, приняла решение отказаться от использования маршрута через Красное море до получения рекомендаций по безопасности в связи с действиями хуситов, с середины ноября 2023 года атакующих коммерческие суда в Красном море. Если проход через Красное море останется небезопасным, компания перенаправит свои танкеры с СПГ длинным путем вокруг всей Африки с обходом мыса Доброй Надежды на юге континента.
Отметим, что со времени появления на газовом рынке в заметных количествах сжиженного природного газа, его достоинством, оправдывающим высокую стоимость продукта, считается возможность доставки морским путем в любую, теоретически, точку Земного шара, а практически — туда, где есть терминал по приему и регазификации СПГ. Строительство таких терминалов позволило, в определенной мере, реализовать это качество данного продукта.
До сих пор поставка СПГ не сталкивалась с какими-либо ограничениями, если не считать случай блокирования терминала по его отгрузке в Австралии бастующим персоналом газовой компании в конце минувшего года. Бесперебойная морская доставка подтверждала то, что считается преимуществом СПН перед трубопроводным газом, места закачки и приема которого не могут менять свое местоположение. А кроме того, сам трубопровод может быть поврежден и даже полностью выведен из строя, что казалось гипотетической угрозой, но, к сожалению, подтвердилось на примере трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2», взорванных, вероятнее всего, по решению и с участием США.
Однако нынешние сложности с доставкой СПГ демонстрируют, что маршруты его доставки также могут быть под угрозой и даже прерываться путем применения военной силы. Правда, это справедливо по отношению к «узким местам», наподобие каналов и проливов, и нет оснований ожидать нарушения океанского судоходства, как такового. В то же время, такие «узкие места» находятся на важнейших морских торговых путях, а их обход еще более повышает стоимость СПГ, не говоря о сроках доставки. Таким образом, главное преимущество способа доставки природного газа потребителям путем его сжижения для морской перевозки — произвольная маршрутизация, очевидно, находится под угрозой и отчасти нивелировано.
После обострения палестино-израильского конфликта в секторе Газа, хуситы заявили, что будут наносить удары по территории Израиля, а также не позволят связанным с Израилем судам проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива, пока операция в палестинском анклаве не будет прекращена. Со ссылкой на подсчеты Центрального командования вооруженных сил США агентство указывает, что с середины ноября прошлого года хуситы атаковали более 20 гражданских судов в Красном море.