Конфликт на Ближнем Востоке все-таки выплеснулся за пределы Газы

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
20 декабря 2023, 13:39

Капитаны торговых судов отключают в Красном море транспондеры, чтобы стать невидимыми для хуситов, считающих свои морские нападения ответом Израилю. Запад тем временем создал военно-морскую группировку для защиты судов в Красном море.

Khaled Abdullah/ REUTERS

Несмотря на то, что нападения хуситов на корабли в Красном море, идущие в Израиль, заканчивались, по крайней мере пока, лишь не очень серьезными повреждениями, крупнейшие судоходные компании, включая Maersk, а также ряд крупных компаний из разных стран, включая энергетических гигантов, уже начали направлять свои корабли в обход неожиданно ставшего опасным важнейшего транспортного маршрута между Азией и Европой. По нему проходит до 12% всех грузов на планете. 

Это привело к резкому увеличению расходов на доставку грузов. О масштабах хаоса, созданного йеменскими повстанцами, красноречиво говорят цифры: за считанные дни в обход Африки, несмотря на серьезные проблемы и убытки, перенаправлено самых разных грузов уже на 35 млрд долларов.

Однако далеко не все компании могут себе позволить маршрут мимо мыса Доброй Надежды. Он на 40% (приблизительно, на 3 тыс. морских миль) длиннее по сравнению с маршрутом через Красное море и Суэцкий канал. И примерно на 12 дней увеличивает длительность плавания.

Так что немало судов все еще пользуется коротким маршрутом через Красное море. Но проходя через Баб-эль-Мандебский пролив, отделяющий его от Аденского залива Аравийского моря, они, как передает Reuters, отключают транспондеры, чтобы спрятаться от хуситов. Транспондеры ― это устройства, передающие сигналы, которые позволяют узнать местоположение судна. Некоторые капитаны также передают, что имеют на борту вооруженную охрану.

Хуситы заявляют, что нападения на корабли являются их ответом на действия Израиля в секторе Газа, характеризуемые ими как варварские. Они атакуют суда при помощи дронов и баллистических ракет, способных, кстати, долетать и до Израиля, до которого от Йемена, между прочим, 2200 километров.

Опасный маршрут патрулируют американские, британские и французские военные корабли. Однако военное присутствие Запада пока никак не сказывается на хуситах ― атаки на корабли продолжаются и происходят сейчас почти каждый день. В понедельник, 18 декабря, Пентагон сообщил о начале операции «Страж процветания» (Operation Prosperity Guardian), направленной на обеспечение безопасности кораблей, проплывающих мимо побережья Йемена.

«Это международный вызов, ― объявил министр обороны США Ллойд Остин, прилетевший на Ближний Восток, ― и он требует коллективных действий».

Кроме США, больших мастеров по сколачиванию самого разного рода коалиций, военные корабли для операции выделили европейские страны, включая Великобританию и Францию, и Канада. К слову, ни одна страна региона, по крайней мере, на данный момент, не изъявила желания участвовать в коалиции. Это говорит о том, что государства Ближнего Востока не хотят расширения войны в Газе, к чему с высокой долей вероятности может привести операция «Страж процветания».

Но разве, по сути, расширение театра военных действий, которого в мире так опасались, уже не произошло? Только этим «театром» оказалась не суша, а морская акватория, что в целом вполне традиционно для войн. Появилась и новые стороны конфликта: поначалу хуситы, а теперь уже ― и упомянутые западные державы. Как бы скоро не пришлось говорить о втором Суэцком кризисе (по аналогии с событиями октября 1956 года с участием Израиля, Великобритании, Франции и Египта).