Президент Байден признает, что удары по позициям йеменских хуситов не заставят их прекратить нападения на корабли, но тем не менее приказывает снова и снова наносить такие удары.
Хуситы заявляют, что удары США только заставляют их усиливать военную мощь для продолжения нападений на корабли в Красном море, связанные с США, Великобританией и Израилем. Высокопоставленные американские чиновники во главе с президентом Байденом соглашаются, что их действия против хуситов в Йемене неэффективны и не могут заставить тех прекратить нападения на коммерческие суда. Но это вовсе не значит, что военные действия в Красном море у берегов Йемена прекратятся в ближайшем будущем.
«Остановят ли они (ракетно-бомбовые удары Вашингтона и Лондона) хуситов? — цитирует Bloomberg ответ Джо Байдена на вопрос журналиста о том, помогают ли удары по Йемену восстановить судоходство в Красном море. — Нет,- сам отвечает он на свой вопрос. — Продолжатся ли они (удары)? Да, продолжатся!»
Эксперты объясняют «упрямство» Белого дома тем, что у него нет особого выбора и что это наименьшее зло из того, что имеется в его распоряжении. Эффективность ударов по хуситам, соглашаются все, включая, естественно, самих хуситов, низкая. Для того, чтобы заставить их прекратить нападать на корабли в Красном море, Вашингтону, согласно широко распространенной в США точке зрения необходимо наносить такие же удары по Ирану, которого там называют их главным союзником и спонсорам.
Однако, вне зависимости от справедливости такой точки зрения, в отличие от обстрелов Йемена это означало бы начало большой войны в регионе. Причем, со страной, только что доказавшей своими ударами по Сирии и Пакистану, что она обладает мощными ракетами с радиусом действия не менее 1,5 тыс. километров. То есть в случае войны с Ираном под удар попадут и все союзники США на Ближнем Востоке, и американские базы.
«Думаю, у них нет больших надежд на устрашение или разгром хуситов при помощи ракетно-бомбовых ударов, — объясняет ситуацию бывший посол США в Йемене Джеральд Фейерстейн, который сейчас работает в Институте исследований Ближнего Востока в Вашингтоне. — В целом они (Белый дом) пришли к выводу, что это наименьшее из зол, из которых приходится выбирать».
Администрации Байдена не позавидуешь. Белому дому приходится проявлять чудеса эквилибристики, лавируя между хаосом, воцарившимся в Красном море на неизвестный срок (хуситы намерены обстреливать суда до тех пор, пока Израиль не прекратит операцию в Газе), и необходимостью устрашить Тегеран, не прибегая при этом к прямому нападению на него, потому что это приведет к полномасштабной войне с трудно просчитываемыми последствиями. При этом президент Байден отвергает призывы, которые слышатся как в самих США, так и за их пределами — прекратить войну в Газе, что Вашингтон мог бы сделать, если бы достаточно жестко и сильно надавил на Тель-Авив.
Сразу за вчерашним ответом президента Байдена последовали разъяснения представителя Совета национальной безопасности США Джона Кирби, заявившего, что каждый удар США по Йемену, а их уже было нанесено 5, затрудняет для хуситов дальнейшие нападения суда в Красном море, через которое проходит кратчайший путь из Азии в Европу.
Сложность ситуации подчеркнула неудачная попытка единственного активного союзника Вашингтона в военной кампании в Красном море – Лондона надавить на Тегеран с целью уговорить хуситов прекратить препятствовать судоходству. В Великобритании, кстати, тоже прекрасно понимают всю опасность прямого нападения на Иран и втягивания его в войну, и считают, что именно обстрелы позиций хуситов являются единственным приемлемым средством давления на Тегеран.
«Атаки на хуситов, как все мы знаем, имеют цель не разгромить их, к чему стремилась (но не добилась успеха) Саудовская Аравия, — объясняет глава Комитета по международным делам британского парламента Алисия Кернс. — Их цель — устрашение и сдерживание. Мы видим, что интенсивность нападений хуситов на корабли уменьшается, но это происходит, потому что наши удары все же уменьшают военный потенциал хуситов.
В то же время она отмечает: «Я почти уверена, что их нападения продолжатся».
Между тем представляется, что заявления западных союзников относительно сокращения военного потенциала хуситов, по крайней мере, настолько, что это все же заставит их постепенно прекратить нападения, являются неудачной попыткой выдать желаемое за действительность. Похоже, американские стратеги в очередной раз поплатились за ставшую для них в последние годы поверхностность в анализе при разработке планов. Они так и не сумели или не захотели понять характер хуситов, которых такие удары не пугают, а заставляют мобилизоваться для продолжения борьбы и придают им смелости.
«Для нас честь противостоять этим силам зла», — заявил 18 января лидер хуситов Абдул-Малик аль-Хуси, имея в виду под силами зла САШ, Великобританию и Израиль.
Что касается прогнозов, то здесь (в первом приближении) все достаточно просто. Скорее всего, американцы и британцы продолжат наносить малоэффективные удары по военной инфраструктуре хуситов на территории Йемена, а хуситы — нападать на суда в Красном море. Продолжаться же это странное противостояние будет до тех пор, пока израильтяне не закончат свою операцию в секторе Газа.
Можно добавить, что Соединенным Штатам, во-первых, приходится играть роль «мирового полицейского» и реагировать на такие ситуации, как та, что сложилась в Красном море. И то, как они сейчас реагируют, с их стороны по характеру ближе всего к своего рода театральной игре. Во-вторых, если не прежде всего, они — союзники Израиля, а именно суда, идущие в его порты, служат объявленной целью нападений хуситов.
Бескомпромиссность, звучащая в словах президента Байдена, отдает отчаянием того, кто чувствует себя обреченным делать что-то, от чего он как минимум бесконечно устал.