Страховщики отказываются страховать американские и британские корабли в Красном море

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
18 января 2024, 18:43

Находиться сейчас в Красном море опаснее всего кораблям США, Великобритании и Израиля.

Shutterstock
Читайте Monocle.ru в

Очередным последствием ракетно-бомбовых ударов США и Великобритании по позициям хуситов на прошлой неделе стали отказы ряда страховых компаний страховать торговые суда этих стран в южной части Красного моря. Именно там наиболее вероятны атаки хуситов, которые в последние дни усилили интенсивность нападений.

В понедельник, 15 января, например, атаке подверглось американское судно для перевозки сыпучих грузов Gibraltar Eagle, а на следующий день хуситская ракета попала в греческий контейнеровоз Zografia. Оба корабля находились в момент атаки у юго-западного побережья Йемена, оба получили повреждения, но продолжили путь.

Результатом активизации действия хуситов, по словам Маркуса Бейкера из авторитетной страховой компании Marsh, стали попытки отдельных страховщиков не работать с торговыми кораблями, принадлежащими или как-то связанными с США, Великобританией и Израилем, которые планируют войти в Красное море. После первого удара американо-британских сил 12 января хуситы объявили американские и британские суда законными военными целями. Что же касается израильских кораблей, то их хуситы, поддерживающие в войне в Газе, естественно, ХАМАС, объявили законными целями еще в середине ноября прошлого года, когда они начали морскую войну.

К слову, йеменские боевики, которых американцы на днях все же включили в список террористических организаций, причем, сделали это повторно, совершили за два месяца свыше 30 нападений на корабли в Красном море при помощи ракет и беспилотников, но в даже в случае успешных атак полученные повреждения ни разу не были настолько серьезными, чтобы корабли прекратили движение и вернулись в ближайший порт. Очевидно, именно поэтому страховщики продолжают страховать суда, проходящие через Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море. Правда, теперь с одним исключением – если они не идут под американским, британским или израильским флагом. Кстати, осторожные страховщики поступают, считает Маркус Бейкер, довольно хитро, когда отказываются страховать не только напрямую принадлежащие Вашингтону, Лондону и Тель-Авиву корабли, но и суда, имеющие отношение к этим странам. Это понятие, конечно, можно трактовать очень широко.

Взять, к примеру, нападения хуситов на этой неделе. С Gibraltar Eagle все предельно ясно – корабль шел под звездно-полосатым флагом, т.е. его принадлежность США неоспорима. Но непонятно, чем руководствовались хуситы, когда стреляли по Zografia, на котором был флаг Греции. Возможно, конечно, что контейнеровоз как-то связан с Израилем, скажем, шел в израильский порт, но не исключена и ошибка. По крайней мере, в прошлом такие ошибки хуситы уже совершали. Они, например, обстреляли два танкера с российской нефтью, которые точно никакого отношения к вышеупомянутым трем странам не имели.

Обращает на себя внимание и вполне объяснимое, кстати, явление – вместе с ростом напряженности в Красном море, особенно после прошлой пятницы, резко выросла и стоимость самой страховки. Если быть точным, то страховое покрытие взлетело в 10 раз: с 0,1% еще в конце декабря до 1% стоимости корабля с грузом. Т.е. для того, чтобы застраховать судно стоимостью 100 млн долларов, судовладельцу придется заплатить 1 миллион.