СПГ: Америка прикручивает кран

Заявление Джо Байдена об экзистенциально-энергетических угрозах и сделанный им практический шаг по их предотвращению не на шутку обеспокоил импортеров газа.

Читать на monocle.ru

По инициативе президента Байдена в США введен мораторий на новые экспортные СПГ-проекты. О планах американской администрации сделать это «Монокль» писал в конце прошлой недели, теперь они стали реальностью.

«… мы внимательно рассмотрим влияние экспорта СПГ на затраты на электроэнергию, энергетическую безопасность Америки и нашу окружающую среду. Эта пауза в новых разрешениях на СПГ рассматривает климатический кризис таким, какой он есть: экзистенциальной угрозой нашего времени», – говорится в заявлении, опубликованном 26 января на сайте администрации США. Эти слова вызвали множество вопросов со стороны экспертов, представителей бизнеса, целых стран. Озадачены и те, кто покупал американский СПГ, и те, кто конкурировал со Штатами на газовом рынке.

В самих Соединенных Штатах с критикой на решение президента обрушились республиканцы. По мнению спикера палаты представителей Майка Джонсона, что оно «усиливает Россию» и вынуждает Европу полагаться на (грубо им охарактеризованный) экспорт из нашей страны. 

Директор американской инвестиционной компании Navigator Principal Investors Кайл Шостак заявил агентству ТАСС, что решение администрации президента США «равносильно выстрелу себе в ногу».

Конечно, как отмечает в комментарии «Монокль» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, администрация Байдена заявила о приостановке выдачи разрешений на реализацию проектов, которые планировалось запустить только через три-четыре года. Так что в моменте на балансе спроса и предложения на газовом рынке это не скажется.  

По словам эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Анны Кокоревой, на текущий момент в Соединенных Штатах 7 заводов по производству СПГ: Sabine Pass, производящая в год 27-34,5 млн тонн СПГ, Cove Point с мощностью 5,25-5,75 млн тонн, Elba Island – 2,5-2,74 млн тонн, Corpus Christi – 13,56-18,3 млн тонн, Cameron – 13,5-14,97 млн тонн, Freeport – 15 -16,26 млн тонн, Calcasieu Pass – 10-12 млн тонн.

Кроме того, есть три проекта высокой степени готовности: Port  Arthur LNG мощностью 10,5 млн тонн в год, Lake Charles LNG – 16,5 млн тонн, Rio Grande LNG – 17,6 млн тонн (потенциально могут нарастить до 27 млн).

«Есть еще ряд проектов, которые имеют проблемы с контрактовкой мощностей и не имеют лицензии. Проблемы с получением лицензии связаны как раз с тем, что потребности в наращивании мощностей такими темпами нет, – полагает эксперт, – по мнению регулятора новые мощности пока не востребованы рынком, спрос не растет такими темпами». Она указывает также на наличие прогнозов, согласно которым в 2026-2027 годах прогнозируется избыток СПГ на мировом рынке.

 История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Зато в контексте будущего оно вполне применимо. Так что будет через те самые три-четыре года (и позже), если Белый дом все-таки решит вовсе прекратить выдачу новых разрешений? 

По мнению Артема Деева, в более длительной перспективе такое решение может снизить объемы экспорта США и, соответственно, доходы их нефтегазового сектора. А ведь в прошлом году они стали главным мировым экспортером СПГ – поставили на рынок 116 млрд кубометров. 

«Любые проекты по добыче и производству СПГ связаны с тем,
что стоимость цен на газ и фрахт не должна быть ниже определенного уровня,  – говорит начальник аналитического отдела “ИК РИКОМ-ТРАСТ”, к.э.н. Олег Абелев. – При снижении цен такие проекты просто становятся невыгодными»,  – констатирует он.

«Сейчас ситуация обратная. Мы видим геополитическую напряженность на Ближнем Востоке и в других точках земного шара и это толкает цены на нефть вверх. И одновременно толкает цены на газ и на фрахт», – добавляет Олег Абелев.

«С учетом довольно натянутых отношений между США и Катаром, а также потенциалом рынков СПГ, которые в перспективе на карте мира могут между собой разделить США и Катар, конечно, для этой страны открывается очень хорошая экономическая и геополитическая возможность расширить свою зону влияния с точки зрения экспорта», – выделяет Олег Абелев основного, по его мнению,  бенефициара введенного в США моратория на одобрение новых СПГ-проектов.

Кроме того, он напоминает о том, что в европейском, ближневосточном, азиатском регионе присутствует Россия с проектами НОВАТЭКа.

Но может ли наша страна стать прямым бенефициаром в данной ситуации? 

По словам Артема Деева, Россия и так планирует занять 20% мирового рынка СПГ к 2030 году. Для этого нужно выйти на показатель в 100 млн тонн – пока в стране ежегодно производится плюс-минус 30 млн тонн. Нарастить объемы производства и экспорта удастся после запуска завода «Арктик СПГ-2», который запланирован как раз на этот год. 

«США своим решением о приостановке новых проектов по СПГ хоть и косвенно, но могут повлиять на достижение РФ поставленной цели: когда доля их экспорта просядет, есть вероятность, что Россия выйдет на заявленные 20% рынка раньше, ведь для этого потребуются меньшие объемы», – считает аналитик.

«Прямым бенефициаром наверное не сможет быть, а косвенным вполне возможно. Особенно с учетом того, что будет запрет экспорта СПГ из США, и запрет на производство в принципе. На рынке останутся два крупных игрока – это Катар и Россия», – добавляет Олег Абелев.

Тягаться с Катаром у нас вряд ли получится – он уверенно лидирует по объемам. Тем не менее, рынок спроса будет переориентироваться на новых поставщиков. И это – в любом случае неплохо, отмечает эксперт.