Валюта Малайзии упала до исторических минимумов 1998 года, преимущественно из-за проблем в экономике Китая.
Курс малазийского ринггит снизился до 4,8 за доллар — самого низкого уровня со времен азиатского финансового кризиса 1997-98 годов. С начала 2024 года, как подсчитал Bloomberg, ринггит обесценился на 4%.
Власти Малайзии поспешили заявить, что текущая динамика национальной валюты не отражает реального положения в экономике страны. Валюта будет укрепляться на фоне потенциального снижения процентных ставок Федеральной резервной системой и в отсутствие «существенных геополитических событий», отметил второй министр финансов Малайзии Амир Хамза Азизан в интервью информационному агентству Bernama.
Стране не нужно привязывать свою валюту к доллару, как это было во время азиатского финансового кризиса, сказал министр. «Сегодня, если мы посмотрим на резервную базу страны, если мы посмотрим на долговые риски страны, если мы посмотрим на финансовую ликвидность, которая фактически есть на рынке, Малайзии не нужно привязывать свою валюту», — сказал он.
Экономика Малайзии росла медленнее, чем ожидалось, в четвертом квартале 2023 года — на 3% вместо ожидавшихся 3,4% в годовом сопоставлении, поскольку экспорт в Китай сократился. Хуже ситуации в месячном сопоставлении: темпы роста ВВП в четвертом квартале 2023 года упали на 2,1% по сравнению с третьим кварталом.
Производственная активность также остается слабой: индекс менеджеров по закупкам за январь составил 49 пунктов, и показатель 17 месяцев подряд ниже порога 50 пунктов, который и отражает наличие роста или сокращения.
При этом в декабре 2023 года экспорт из Малайзии упал 10-й месяц подряд. В результате сейчас в падении ринггита обвиняют в основном Китай. Неустойчивый рост в КНР, крупнейшем торговом партнере Малайзии, оказал давление на ее экспорт и экономику.
Другие страны Юго-Восточной Азии также пострадали. Сингапур едва не достиг целевого показателя по ВВП на 2023 год, в то время как в Индонезии и на Филиппинах в прошлом году также наблюдалось замедление темпов экономического роста.
К экономическим проблемам добавляются опасения по поводу политической стабильности администрации премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима.
Впрочем, участники рынка и аналитики уверены, что часть позиций ринггит все же отвоюет. Так, OCBC прогнозирует восстановление валюты до 4,60 за доллар, в то время как ANZ прогнозирует уровень 4,45.
Как напоминает Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам», экономика Малайзии является третьей по величине в Юго-Восточной Азии после Индонезии и Таиланда. В 2023 году экономика Малайзии выросла на 3,7%, что оказалось ниже официального прогноза в 4%. Такой довольно слабый рост ВВП был вызван вялым экспортом в Китай (крупнейший торговый партнер Малайзии), а также отсутствием реформ, направленных на поддержку и укрепление экономики.
Все это стало причиной плохой динамики ринггита, подтверждает эксперт. Малазийский ринггит в прошлом году был одной из самых слабых валют региона Юго-Восточной Азии, заняв лишь второе место после японской иены, которая пострадала от политики низких процентных ставок. Курс доллара против ринггита за 2023 год вырос на 4,5%. С начала этого года пара USD/MYR прибавила еще около 4%. На этой неделе ринггит упал до 4,7975 по отношению к доллару, что стало самым низким показателем с предыдущего рекорда, показанного в январе 1998 года.
ЦБ Малайзии (Банк Негара Малайзии (BNM)) в прошлом месяце сохранил ключевую процентную ставку на уровне 3% и, предполагает Александр Потавин, скорее всего оставит ее на текущем уровне в течение 2024 года в ожидании замедления инфляции (текущий уровень 1,5%). На 2024 год BNM ожидает увидеть позитивные изменения в местной экономике, а пока динамика ринггита соответствует другим региональным валютам, которые пострадали от ожиданий снижения процентных ставок в США, омрачающих экономические перспективы Китая.
Местный Центробанк ожидает, что экономический рост Малайзии в 2024 году будет обусловлен более высоким внешним спросом и высокими внутренними расходами на фоне ожиданий ускорения мировой торговли. По всей вероятности, экономика также получит толчок от туризма в этом году, при этом число прибывших, по прогнозам, превысит докомпандемийный уровень в 26 миллионов туристов, а также рост инвестиций в проекты частного и государственного секторов.
«Возможно, — говорит Александр Потавин, — ринггит в 2024 год покажет восстановление, так как экономические реформы, инициированные правительством, начинают приносить плоды. Среднесрочно за волной обесценения местной валюты всегда наступала волна ее укрепления».
И все же макроэкономические модели Trading Economics говорят о высокой вероятности обновления ринггитом абсолютного дна уже в ближайшее время, то есть пиковые значения с 1998 года, скорее всего, будут переписаны, полагает, в свою очередь, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.
Он также указывает, что сейчас на стоимость ринггита оказывают влияние как внешние факторы — устойчивость доллара на мировой арене на фоне жесткой позиции ФРС по ставке и слабая динамика экономики Китая, как основного торгового партнера Малайзии, так и внутренние — отток прямых и портфельных инвестиций, относительно низкая ставка фондирования ЦБ Малайзии вкупе с фактором январского снижения профицита торгового баланса страны почти на 50% относительно конца 2023 года на фоне снижения котировок экспортируемого из страны сырья. «Факторов к укреплению ринггита пока нет, а вероятность падения «малазийца» на исторические минимумы против доллара — повышенная», — заключает аналитик.
В малазийском экспорте значительное место принадлежит бытовой электронике, нефти и нефтепродуктам, а также пальмовому маслу. Очень весомую долю составляет экспорт услуг, прежде всего туризм.