Президент заявил о росте расчетов в рублях с третьими странами до 34%, при сокращении доли доллара до совсем небольших значений, и о первом месте экономики РФ в Европе при оценке по паритету покупательной способности.
Американский журналист Такер Карлсон опубликовал на своем сайте интервью с российским президентом, анонсированное ранее и вызвавшее негодование политиков США. Заявления Владимира Путина в самом деле вряд ли могут порадовать американскую элиту, которой приходится придумывать все новые санкции в отношении России в надежде навредить ее экономике.
Так, заявил российский президент, доля доллара в расчетах России с третьими странами снизилась до 13. В то же время доля отечественной валюты уже составляет 34%. Доля юаня выросла с почти 3% до более чем 34%.
«До 2022 года примерно 80% расчетов во внешней торговле России были в долларах и евро. При этом долларов было примерно 50% в наших расчетах с третьими странами, а сейчас, по-моему, осталось только 13%», — отметил он.
Не менее впечатляющую динамику демонстрирует и российская экономика в целом. Так, по словам главы государства, Россия за прошлый год стала первой экономикой Европы. «Санкции, ограничения, невозможность расчетов в долларах, отключение от SWIFT, санкции в отношении наших кораблей, перевозящих нефть, санкции в отношении самолетов — санкции во всем, везде. Самое большое количество санкций, которые в мире применяются, применяются против России. А мы стали первой экономикой Европы за это время», — отметил Путин, добавив, что «инструменты, которые США применяют, не действуют».
Рост внутреннего потребления и переориентация экспорта на восток сделали экономику России первой в Европе, указывает, в свою очередь, Николай Переславский, руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS. По его словам, несмотря на санкции, успехи российской экономики связанны в первую очередь с тем, что она рыночная. А законы рынка неумолимы: если уходят одни рынки сбыта, появляются другие. Нефтегазовой отрасли, например, в кратчайший срок удалось переориентироваться на Индию и Китай, товарооборот с которыми увеличился в два раза до 60 и 220 млрд долларов соответственно. Отсюда и вытекает резкое сокращение доли доллара в расчётах и увеличение доли юаня.
Металлургия, в свою очередь, вплотную приблизилась к показателям 2021 года благодаря росту внутреннего потребления стали, и помогли ей в этом строительная отрасль, автопром и ВПК. 2024 год, уверен Николай Переславский, будет столь же успешным, госзаказ останется на уровне или даже увеличится, строители обороты снижать не собираются. Если еще будет нарастать модернизация ЖКХ и газификация регионов, что, кстати, запланировано правительством, то рост ВВП окажется на том же уровне, что и в 2023 году, предполагает эксперт.
Действительно, — прокомментировал политолог, руководитель группы «Влияние» Никита Донцов. указывает он, по оценке Всемирного банка Россия вошла в пятерку крупнейших экономик, пропустив вперед лишь Китай, США, Индию и Японию. Президент упоминает в интервью паритет покупательской способности (ППС), по которому оценивается доступность товаров и услуг. Россияне зарабатывают в среднем меньше многих жителей западных стран, но часто могут себе позволить на свои деньги в удельном отношении больше тех или иных товаров и услуг.
Если сравнивать ППС и официальный курс валют, отмечает Донцов: то по этому показателю, курс рубля к доллару должен быть в районе 32 рублей за доллар, а не выше 90, как сейчас. 32 — это органический уровень, учитывающий покупательскую способность на внутреннем рынке, а не специфику валютного рынка в конкретных условиях.
«Курс валют же завышен фактически искусственно западными странами, управляющими принципами мировой финансовой системы, — говорит политолог. — Эти страны очень нуждаются в импорте из России: энергоресурсах, металлах, редкоземах, пшенице и прочем. Эти закупки не прекращаются, даже несмотря на СВО, которое осуждает руководство западных стран. Они не могут себе позволить отказаться от этих закупок в нашей стране, потому что зависят от них. И, конечно же, им выгодно покупать товары в России по биржевому курсу их валют, в крепком рубле они не заинтересованы, хотя Россия тоже не намерена отдавать свои ресурс за бесценок, о чем всегда и говорил Западу наш президент», — подчеркивает Никита Донцов.
На факторы, влияющие на курсообразование в той части, где оно поддается регулированию со стороны денежных властей, обратил внимание доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Алексей Костин. Насыщение отечественного рынка иностранными товарами, в том числе необходимым для развития добывающей и обрабатывающей промышленности оборудованием, требует крепкого рубля. Сложнее ситуация, если брать развитие импортозамещающих производств в целом. Для него важны упомянутые выше закупки, а значит и крепкий рубль, но с другой стороны, импортозамещение идет активнее в условиях снижения импорта, а этому уже соответствует относительно слабый рубль. Он же благоприятен для бюджетной политики, и для поддержки бизнеса, ориентированного на экспорт.
«Особое значение имеет то, кому именно выгоден «слабый» или “сильный” рубль. Причем, необходимо отметить, в большинстве случаев ослабление или укрепление рубля производится искусственно, — говорит эксперт. — В настоящее время санкции замедлили, а в некоторых случаях полностью приостановили, движение капиталов между Россией и другими странами, т.е. нерезиденты ограничены в совершении операций на российском рынке капиталов, в свою очередь, резиденты — на иностранных рынках. К тому же рост цен на экспортируемые российские энергоресурсы приводит к смещению сальдо внешней торговли в положительную сторону, тем самым повышает спрос на национальную валюту и провоцирует укрепление рубля», — полагает Алексей Костин.
В этой связи, поясняет он, параллельно традиционно вводится правило продажи экспортерами своей валютной выручки (например, в прошлом году — 80%). ЦБ РФ в свою очередь, повышая ключевую ставку, также стремиться обеспечить укрепление рубля посредством повышения привлекательности долгосрочных и среднесрочных вложений. Сейчас много разговоров по поводу оптимального курса рубля к доллару, однако, как видно, оптимальность диктуется складывающимися условиями внешнеторговой и внутриэкономической жизни страны. Причем необходимо учитывать то, что происходит в других странах, в том числе в США, Китае, ЕС и т.д., заключает эксперт.