На Западе активно муссируется тема атак беспилотников на российские нефтеперерабатывающие заводы.
Использование информационных «вбросов» для создания нужной рыночной конъюнктуры — далеко не новая история. Долгое время США выступали за снижение цен на нефть, оказывая давление на ОПЕК+. Однако в ожидание выборов в ноябре на сцену там выходит важная даже для действующих «зеленых» властей необходимость поддержать производство «сланца», который гарантирует занятость миллионам людей. Так что вектор сменился, и Америке срочно нужно поддержать цены на «черное золото».
В последние дни в постоянно сопровождающем биржевую торговлю информационном гуле настойчиво зазвучал один тембр, акртикулирумый разговорами о том, как недавние атаки Украины на российские НПЗ повлияют на мировые поставки нефти. Так, агентство Reuters прогнозирует, что это может привести к сокращению добычи сырой нефти из-за сложностей с её хранением.
Но даже если атаки не приведут к прямой потере поставок российской нефти, все равно существует побочный эффект для цен на нефть из-за роста маржи нефтепродуктов, заявил изданию аналитик SEB Research Бьярне Шилдроп.
На этом, как говорится, фоне фьючерсы на нефть West Texas Intermediate во вторник, 19 марта 2024 ода, подорожали до отметки 83,47 доллара за баррель, максимума с 27 октября 2023 года. Нефть Brent выросла в цене на 0,6%, до 87,38 доллара за баррель, максимума с 31 октября 2023 года.
Есть и совсем другие сигналы. «Неожиданно позитивные данные по спросу на нефть и продление добровольных сокращений ОПЕК + до конца июня оказали поддержку ценам», — заявил аналитик UBS Джованни Стауново. Он ожидает, что в этом году Brent, вероятно, будет торговаться в диапазоне 80-90 долларов за баррель при прогнозе на конец июня в 86 долларов за баррель.
Американский институт нефти сообщил о падении на 1,5 млн баррелей за неделю, закончившуюся 15 марта, запасов сырой нефти. Запасы бензина упали на той же неделе на 1,574 млн баррелей после падения на 3,750 млн баррелей неделей ранее. Запасы бензина были примерно на 3% ниже среднего пятилетнего показателя для этого времени года, согласно данным Управления энергетической безопасности США (EIA).
И тут снова возникает вопрос корректности американских расчетов, о котором «Монокль» уже писал. Американские статистические ведомства столь умело оперируют данными по запасам, что рынок, внимательно следящий за состоянием крупнейшей в мире мировой экономикой, не может их игнорировать. По-видимому, сейчас пришло время для игры на повышение, так что «быкам» на рынке нефти стоит приготовиться.
Так что, указывает Людмила Рокотянская, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», основные причины текущего роста цен на нефть все-таки немного другие, а не нападения на российские НПЗ. Это сокращение добычи и экспорта со стороны ОПЕК+, конфликт на Ближнем Востоке и значительные объемы «зависших» в море партий нефти — об этом в частности пишет МЭА в своем свежем обзоре.
Причинами эксперт называет изменение маршрутов доставки нефти из-за волнений на Ближнем Востоке; ужесточение санкций против «Совкомфлота»; пауза в импорте российской нефти со стороны Индии.
Прогноз по средней цене Brent на второй квартал от Управления энергетической информации США равен 88 долл. за баррель. «Текущие котировки находятся немного ниже, — отмечает Людмила Рокотянская. — Если говорить о технической картине, то мы подошли к важному уровню сопротивления, на котором уже могут активизироваться продавцы».
На рынках в самом деле есть предположения, что нефтяные котировки растут из-за участившихся атак на российские нефтеперерабатывающие заводы, подтверждает специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский. Однако, по его мнению, маловероятно, что незначительное снижение объемов переработки нефти на российских НПЗ как-то скажется на объемах ее добычи. Российский топливно-энергетический комплекс может достаточно оперативно перераспределять нагрузки на НПЗ, а компании, экспортирующие нефть, научились в короткие сроки находить покупателей.
Как отмечает эксперт, аналитики банка Morgan Stanley ожидают, что к лету цена нефти сорта Brent поднимется до 90 за баррель долл. Они снизили прогноз добычи нефти странами ОПЕК и Россией примерно на 200-300 тыс. баррелей в сутки и считают, что дефицит предложения появится во втором квартале и увеличится в третьем.
Тем временем, котировки нефти Brent в начале недели уверенно преодолели 87 долл. за баррель WTI. Основными драйверами роста стали отчет Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которому, рынок в этом году ожидает дефицит в 300 тыс. баррелей в сутки вместо прогнозировавшегося ранее профицита, и макроэкономические данные из Китая, где говорится, что переработка нефти в стране в январе — феврале составила рекордные 118,7 млн тонн.
По всей видимости, указывает Ярослав Островский, на рыночных игроков повлияло и заявление гендиректора Saudi Aramco Амина Насера, который рекомендовал политикам забыть о поэтапном отказе от нефти и признать, что программа энергетического перехода не работает, так как планировалось. Минэнерго США, ранее планировавшее пополнить опустошенные нефтяные стратегические резервы по цене Brent не выше 73 долл. за баррель, выдало заявку на покупку в августе 3,25 млн баррелей по цене 83 долл., тем самым также спровоцировав рынок к росту.
До каких уровней Brent может вырасти к лету? Техническая картина показывает, говорит Ярослав Островский, что после прорыва котировками долгосрочного уровня сопротивления 85 долларов, целевой диапазон роста находится вблизи максимумов, достигнутых в сентябре прошлого года: 94-95 долларов за баррель.