На рынке нефти происходит кое-что странное

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
28 февраля 2024, 18:02

Рынки ощущают нехватку физических поставок сырья, хотя департамент энергетики США рапортует о росте запасов нефти. Профильная пресса пишет о расхождении «бумажных» (биржевых) цен на сырье с её реальным предложением. Тем нее менее, аналитики не ждут подъема цен к заоблачным высотам, хотя вообще подъема действительно не исключают.

Коллаж: Тамара Ларина

В США запаслись «правильными» данными?

Утром в среду, 28 февраля 2023 года, цены на нефть снизились на фоне публикации статистических данных в США по запасам нефти. 

Так, сообщает Reuters, фьючерсы на нефть марки Brent подешевели на 0,36%, до 83,35 доллара за баррель, в то время как фьючерсы на WTI опустились на 0,27%, до 78,59 доллара за баррель.

Запасы нефти в Америке выросли на 8,43 млн баррелей за неделю, закончившуюся 23 февраля, согласно данным Американского института нефти (API).

Именно после появления этой информации цены на нефть пошли вниз, хотя еще днем ранее они активно дорожали - фьючерсы на Brent и WTI выросли более чем на 1 доллар за баррель во вторник после сообщения Reuters о том, ОПЕК + рассмотрит возможность продления добровольного сокращения добычи нефти во втором квартале.

Показатели вышли настолько оптимистичными, что в глазах инвесторов перевесили даже информацию о вероятном продлении ограничений по добыче нефти ОПЕК+. Впрочем, оптимизм может быть недолгим: рынки уже начали ощущать нехватку физических поставок сырья, а рост американских запасов связывают с предстоящими выборами в стране.

Между тем, на рынках ходят нехорошие слухи, достаточно неприятные для американских властей. Так, пишет портал OilPrice со ссылкой на ZeroHedge, с одной стороны, данные, о запасах, первоисточником которых является американское управление информации департамента энергетики, указали на переизбыток нефти на рынках. 

С другой стороны, физический рынок посылает прямо противоположный сигнал. Остроты ситуации добавляют продолжающиеся перебои с поставками в Красном море, очередное замораживание добычи нефти в Ливии, снижающее поставки в Европу, протесты рабочих нефтяных терминалов в Великобритании, да и другие факторы. И, уверены на рынках, рост цен на нефть может сильно ускориться, если произойдет новое военное обострение на Ближнем Востоке.

И упомянутые слухи ставят под сомнение публикуемые американцами данные о запасах, точнее — о наличии высоких запасов. Администрация Байдена боится инфляционного скачка цен на нефть и бензин в преддверии ноябрьских выборов в США, и, как не исключают на рынках, они сделают все, что в их силах, чтобы выпустить набор данных, который оказывает наиболее негативное влияние на нефтяные цены.

Что касается сигналов о дефиците предложения, то, по подсчетам аналитиков Goldman, общие запасы стран ОЭСР сейчас примерно на 21 млн баррелей ниже их прогноза на конец февраля (на уровне 2 765 млн баррелей), при этом оценки указывают на дальнейший дефицит физического сырья.

Тем не менее, несмотря на продолжающееся сокращение предложения и запасов, цены на нефть остаются в пределах сложившегося диапазона. Почему? Потому, отвечают авторы статьи в OilPrice, что свою роль играет так называемая «бумажная нефть»: в то время как физический рынок нефти стремительно растет, финансовые игроки продолжают агрессивно продавать и открывать короткие позиции.

Smart money явно ставят на рост рынка

В целом последние недели котировки нефти Brent провели, консолидируясь в узком диапазоне 80-84 долл. за баррель, отмечает Константин Церазов, экономист, экс-старший вице-президент банка «Открытие». Это указывает на баланс сил покупателей и продавцов. Однако динамика рыночной структуры создает предпосылки для роста цен в ближайшей перспективе. В частности, в феврале наметился тренд на расширение календарных спредов между фьючерсами на нефть Brent и WTI в сторону усиления бэквордации. Обычно это указывает на дефицит нефти и оказывает поддержку ценам.

Геополитическая нестабильность на Ближнем Востоке – особенно в случае эскалации конфликтов – также может стать фактором роста нефтяных котировок, соглашается эксперт. «Позиционирование спекулянтов выглядит довольно нейтральным, и здесь риски, скорее, смещены в сторону возможной активизации покупателей, нежели продавцов. Учитывая все вышесказанное, риски роста цен на горизонте ближайших недель/месяцев выглядят выше рисков их снижения», —считает аналитик. 

Как считает Константин Церазов, в первом полугодии нефть Brent может торговаться в диапазоне 80-90 долл. за баррель. В дальнейшем многое будет зависеть от экономической ситуации в Китае, процентных ставок, развития ситуации на Ближнем Востоке, действий ОПЕК+ и динамики добычи нефти за пределами альянса. Все это сильно затрудняет долгосрочное прогнозирование цен на нефть.

В настоящее время на цену на нефть воздействует несколько факторов, указывает, в свою очередь, аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко. Первый – это сокращение объемов добычи. Согласно последним данным ОПЕК, страны картеля сократили объем добычи на 350 тыс. барр. в день – с 26,69 млн барр., до 26,34 млн барр. Страны вне ОПЕК снизили предложение на 200 тыс. барр. в день, до 75,5 млн барр. 

Второй фактор — эскалация конфликта в Красном море. Трафик заметно сместился из Красного моря на южный маршрут, где, в свою очередь, активизировались сомалийские пираты. Для примера можно привести данные о реакции на это рынка контейнерных перевозом. Так, по данным Drewry, за 1,5 месяца 2024 года рост стоимости контейнерных перевозок вырос с 2670 долл. до выше 3700 долл. за 40-футовый контейнер, то есть почти на 40%.

Эскалация также приводит к росту закупок нефти с целью увеличения запасов со стороны ЕС и Китая. Между тем премия за риск на энергетическом рынке пока относительно невелика и, по оценкам «Финам», составляет около 4-5 долл. 

И третий фактор, продолжает Николай Дудченко, это действия участников рынка. С учетом объемов торгов «бумажной» нефтью невозможно не считаться с позициями управляющих. Smart money явно ставят на рост рынка. Что касается текущего мирового лидера по добыче нефти — США, то ОПЕК не ожидает, что на долгосрочном уровне добыча нефти сократится, хотя и будет наблюдаться тенденция на замедление.

Оценивая среднюю добычу нефти в Америке в 2023 году на уровне 12,93 млн барр. в сутки, картель ждет, что в текущем году она вырастет до 13,24 млн барр., а к 2025 году составит уже 13,61 млн барр. 

«Именно США будет играть одну из ключевых ролей в сдерживании цен. В части тезиса о замедлении скорости добычи с OPEC согласны и некоторые главы американских нефтяных компаний. В частности, Conoco Philips и Diamond Energy уже высказались о том, что рост добычи в ближайший год будет минимальным. Мы считаем, что в среднесрочной перспективе вероятность продолжения роста цены на нефть все еще сохраняется. Средняя цена на нефть марки Brent в первом квартале может составить около 80-81 долларов с тенденцией к дальнейшему движению наверх», — говорит Николай Дудченко.

Но вообще, указывает Ярослав Островский, специалист департамента стратегических исследований Total Research, многие «горячие головы» прогнозируют цены на «черное золото» в этом году выше 90 долл. за баррель, а отдельные аналитики, увязывая напряженную ситуацию в Красном море и снижение уровня добычи стран-экспортеров нефти ОПЕК+ — и выше 100 долл. для сорта нефти марки Brent. Между тем, указывает эксперт, многие «лонгисты» в прогнозах забывают, что поставки нефти на мировой рынок идут не только от стран ОПЕК, но и от других стран, не входящих в нефтяной картель. 

Недавно появилась информация о том, что США стали в прошлом году мировым лидером по поставке нефти на рынок. В этом году они также вышли на объемы продаж более 4 миллионов баррелей нефти в сутки. Так что, помня фразу знаменитых биржевиков прошлого века «цены учитывают всё», можно смело прогнозировать в течение ближайших двух лет боковик на рынке нефти с границами 76-96 долл. за баррель, уверен эксперт.

«Что касается краткосрочных прогнозов, то сегодня в 18:30 мск выходят макроэкономические показатели по запасам нефти в США от министерства энергетики. Если запасы увеличатся, то это будет способствовать уменьшению биржевых котировок. Если запасы уменьшатся, ситуация изменится наоборот, и цены на нефть вырастут», — говорит Островский. Таким образом данные по запасам в США, несмотря ни на что, остаются одним из основных ориентиров для краткосрочной динамики цен на нефть.