Айти-сообщество по всему миру бушует и улюлюкает: одного из главных технологических гигантов, Amazon уличили в том, что вместо прорывных технологий он использовал труд обычных людей, нанятых для экономии в Индии.
Все началось с новости, что Amazon откажется от своей системы Just Walk Out в магазинах самообслуживания Fresh Grocery. Механизм системы заключался в том, что благодаря массиву камер, датчиков и генеративному ИИ посетитель мог просто отсканировать карту на входе в магазин, после чего набрать необходимые товары и спокойно уйти. Определение состава корзины и дальнейшую оплату брала на себя автоматика. В теории.
На практике попытка Amazon встроиться в оффлайновый сегмент ретейлового рынка приносит компании в основном проблемы. В марте 2022 года Amazon был вынужден закрыть свои оффлайновые магазины Amazon Books, Amazon 4-Star, и Amazon Pop Up в США и Великобритании. В прошлом году были закрыты магазины одежды Amazon Style.
С технологией «основанной на машинном зрении и генеративном ИИ» во Fresh Grocery тоже получилось не очень. Технологический блог Engadget и другие специализированные порталы сообщают без ссылок на конкретный источник, что за спиной роботов на самом деле стоит порядка тысячи сотрудников из Индии. Они по камерам определяют, что именно тот или иной покупатель положил в корзину, для дальнейшего выписывания счета. И даже с учетом этого установка и обслуживание необходимого оборудования для Just Walk Out обходились Amazon слишком дорого.
Если принять это как факт, причина сложностей Amazon с масштабируемостью и эффективностью бизнеса, использующего столь «продвинутые» технологии понятна. Напомним, что еще в феврале прошлого года гендиректор Amazon Энди Джесси признал, что формулу успеха своего ритейл сегмента в Amazon пока не нашли, и пока расширение сети приостанавливают. Как оказалось, покупателям не слишком нравится ситуация, когда для того, чтобы отовариться в магазине, им нужно иметь соответствующее приложение. Соответственно популярность магазинов оказалась ниже ожидаемого.
Там, где в обычном магазине нужно два-три человека за кассой, в «бесконтактном» за камерами наблюдает сразу большое число индийцев. Причем гарантий качественной работы Just Walk Out не давала. Покупатели периодически жаловались на то, что счет мог прийти с большой задержкой и содержать совершенно иные позиции, нежели реально купленные. Попытка продать технологию другим компаниям успехом тоже не увенчалась. По крайней мере, коллаборации со Starbucks в нескольких торговых точках за серьезный успех считать сложно.
Отдельным пунктом идет тот факт, что весь массив камер и датчиков в магазине для идентификации того или иного пользователя собирает биометрию. За это Amazon уже заработала коллективный иск от покупателей. Суть иска в том, что компания нарушила законодательство и не предупреждала клиентов об использовании их биометрических данных в магазинах Go (супермаркеты без кассиров) в Нью-Йорке. В 2021 году в Нью-Йорке вступил в силу закон, обязывающий организации информировать своих пользователей об использовании биометрии. Компании должны размещать заметные таблички или вывески с информацией об этом, что Amazon сделала только через год.
Вместо Just Walk Out в оффлайн магазинах Amazon fresh теперь будут умные тележки Dash cart. Гаджет оснащен сенсорным экраном и программно-аппаратным комплексом, по меткам определяющим, что именно положено в корзину. Этот вариант хоть и менее удобен для посетителей, но хоть целой когорты индийцев для своей работы не требует.