Цена на сырье для ядерных реакторов снова идет вверх, подогреваемая очередными попытками США насолить России. Там долго не решались запретить себе импорт очень важного для них российского урана, влекущего реальные риски для американских АЭС и лишь призрачные выгоды для их урановых рудников. Накануне соответствующий документ был подписан, с оговорками, во многом нивелирущими его значение. Но и это способно привести к дальнейшему росту цен на уран.
Цена на уран на мировом рынке начала расти после спада: в феврале текущего года она достигла 107 долларов за фунт, сейчас находится у отметки 93 доллара. Важно отметить, что февральский уровень был максимумом более чем за полтора десятилетия.
Вероятно, ралли цен на уран, наряду с возрождением в ряде стран ядерной энергетики и ее бумом в Китае, в значительной мере ускорялось намерениями американской администрации, которые накануне материализовались.
Президент Джо Байден подписал в понедельник закон о запрете российского обогащенного урана, сообщило агентство Reuters. Запрет на импорт топлива для атомных электростанций вступит в силу примерно через 90 дней, хотя он позволяет Министерству энергетики отменять его в случае проблем с поставками.
Россия, отмечает агентство, «является крупнейшим в мире поставщиком обогащенного урана, и около 24% обогащенного урана, используемого на атомных электростанциях США, поступает из этой страны». «Интерфакс» сообщает, что для американского рынка Россия является поставщиком урана №1.
«Американцам тяжело с нами конкурировать на международной арене. Как только им становится тяжело конкурировать, они не гнушаются ничем, включая меры, которые, собственно, извращают, искажают и бьют по всем нормам международной торговли», — объяснил во вторник действия США пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. «Это некритично для российской атомной отрасли. Наша атомная отрасль — одна из передовых в мире, она чрезвычайно конкурентоспособна», — отметил он.
И как раз постольку, поскольку конкурировать с Россией тяжело, в указе Байдена важны оговорки, так как без российского урана «проблемы с поставками» неминуемы. Нот все же документ служит стандартным для таких случаев фактором роста цены.
Такое развитие событий, кстати, контрастирует с тем, что ядерную энергетику недавно признали полноправно «зеленой» и те же США вместе с парой десятков стран объявили о планах утроить к 2050 году свои ядерные мощности. Даже Япония, оправившись от аварии на Фукусиме, возобновила проекты по строительству ядерных реакторов.
Понятно, впрочем, что мы имеем дело с попыткой, столь же, впрочем, бесперспективной, как и предыдущие подобные попытки, отсечь Россию от рынка. На этом фоне несколько урановых компаний в США, Канаде и Австралии объявили о планах возвращения ряда неиспользуемых рудников к эксплуатации.
Еще в конце ноября крупнейшая урановая компания Cameco объявила о возобновлении работ на своем проекте McArthur River/Key Lake в канадской провинции Саскачеване — спустя четыре года после его остановки. А в январе совместное предприятие McClean Lake, совладельцами которого являются Denison Mines и Orano Canada, сообщило о планах перезапустить проект McClean Lake, также расположенный в бассейне реки Атабаска в Саскачеване.
К югу от американо-канадской границы геологоразведочная компания IsoEnergy готовится возобновить добычу на руднике Тони M в штате Юта, и ее глава делится со СМИ планами заработать на высоких ценах, поскольку рудник, «как мы считаем, может быть быстро перезапущен при относительно низких капитальных затратах».
То есть, все это по большей части лишь планы и прикидки. В реальности же, хотя ядерная энергетика используется для производства почти 20% электроэнергии в Америке, страна производит очень небольшое количество необходимого ей урана.
Мировой объем производства значительно ниже текущего уровня спроса. «Нестабильность предложения продолжала оставаться одной из ключевых тем в первом квартале, особенно новости из Казахстана о том, что добыча в 2024 году будет значительно ниже, чем ожидалось ранее», — заявил в интервью Investing News Network Бен Файнголд, представитель лондонской инвестиционной компании Ocean Wall.
А ведь на ядерное сырье из Казахстана, откуда, по данным Управления энергетической информации США, эта страна импортируют 25% потребляемого урана, есть и другие претенденты. Файнголд призывает наблюдать «за отношениями между Казахстаном и Китаем, поскольку китайцы продолжают свою стратегию развертывания ядерного производства и стремятся закупать миллионы фунтов стерлингов казахстанского урана».
По оценке этого эксперта, уже в этом году цены на уран значительно превысят недавние февральские максимумы в 107 долларов, что обусловлено фундаментальным дисбалансом спроса и предложения.
В январе спотовые цены на уран обновили максимумы с 2007 года, превысив 100 долл., подтверждает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев. С того момента прошла коррекция и котировки два месяца курсируют в районе 90 долл., что по-прежнему близко к многолетним максимумам. Рост, по словам эксперта, связан с расширением «зеленой повестки» и геополитикой.
Агентство Reuters отмечало, что инвестиционные банки Goldman Sachs и Macquarie видят возрождение спроса и наращивают усилия по торговле инструментами на уран, после десятилетий упадка в этой сфере, спровоцированного катастрофой в Японии на АЭС Фукусима. Также Альберт Короев напоминает, что рост подогревали ограничения в производстве казахстанского урана, вызванные дефицитом серной кислоты, а также операционные проблемы в Нигере. «Цены при текущей конъюнктуре скорее останутся на высоких уровнях. Консолидация в районе 90 говорит о найденном пока рынком балансе», — считает эксперт.
Стоимость закиси-окиси урана (U3O8) на спотовом рынке, отслеживаемом на американской бирже СОМЕХ, с середины марта 2024 года показывает стабильно растущий тренд, продемонстрировав 7 мая в моменте отметку 93,60 долл. за фунт, отмечает, в свою очередь, Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research.
Основная причина роста рыночной стоимости уранового концентрата, ускорившегося в последние дни — подписание президентом США Байденом санкционного указа в отношении закупок российского урана. Но хотя рынок на сокращение предложения отреагировал переоценкой стоимости актива вверх, говорит аналитик, подняв спотовые цены на уран, на самом деле, санкционный указ содержит много лазеек для обхода собственных рестрикций, так как лишиться единственного топливного актива для бесперебойной работы АЭС – верх глупости и некомпетентности
Более того, Америка только недавно получила первые 90 килограмм обогащенного урана для топливных элементов АЭС, и технологии получения до конца не отработаны. А это значит, уверен Николай Вавилов, что США по-прежнему являются крупнейшим импортером этого актива, и сам факт указа является не более чем вербальной интервенцией и одной из предвыборных уловок Демократической партии США.
В ближайшее время, прогнозирует Николай Вавилов, на рынке будет отмечаться слабовосходящий тренд наверх с целью 95-96 долл. за фунт с последующей нисходящей коррекцией до уровня 90 долл. за фунт. В случае пробоя вниз данного уровня будет открыта дорога к границам торгового диапазона котировок осени прошлого года, заключает он. Тогда, напомним, уран торговался на уровнях 70-80 долларов за фунт.