Впервые за четыре года главный финансовый документ страны дорабатывается на марше путем законодательных поправок. Потребности страны не совпали с предусмотренными документом возможностями.
Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект о поправках в бюджет на 2024 год. Документ обозначил несколько точек роста. Правда, не доходов – они-то останутся почти прежними. А вот расходы и, соответственно, дефицит несколько прибавят в весе.
В частности, общий объем расходов увеличивается на 522 млрд рублей, или на 1,4%, и составит 37 трлн 182,6 млрд рублей или 19,4% ВВП. Куда же пойдут эти деньги? Неужели Минфин, верстая осенью 23-го уже традиционно «непростой бюджет», «пропустил» полтриллиона в расчетах?
Нет, никаких «белых» пятен не было. Просто уже в 2024 году список приоритетных направлений для государственных трат несколько расширился.
«Владимир Путин в послании Федеральному собранию сообщил о новых национальных проектах. В планах на ближайшие шесть лет – до 2030 года – дополнительно потратить порядка 9,713 трлн рублей на различные социальные и экономические инициативы. То есть, требуется добавить к расходной части примерно по 1,2–1,4 трлн рублей в год – что вполне логично привело к росту дефицита федерального бюджета в этом году», – поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Как говорится в сообщении Минфина, только на решение «квартирного вопроса» семей пойдет 114 млрд рублей: это и льготная ипотека, и разовая выплата на погашение жилищных займов, на которую претендуют те, у кого родился третий ребенок. Около 36 млрд рублей пойдут на различные выплаты педагогам – за классное руководство, советникам по воспитанию, а также на стимулирование тех, кто преподает фундаментальные дисциплины – их доход, по словам Антона Силуанова вырастет аж на 30%.
Еще 140 млрд расходов пойдут через резервный фонд правительства. Их планируется потратить на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, на ежемесячные денежные выплаты ветеранам (их в стране стало больше, поэтому и расходы возросли), а также на обеспечение пониженных тарифов на поставки электроэнергии в новых регионах.
174 млрд пойдут на финансирование расходов, которые не вписались в прошлогодний макропрогноз: больше денег потребуется на индексацию пенсий, увеличение фонда оплаты труда «указным» категориям работников (учителя, медики и т.д.), наращивание дорожного фонда.
Таким образом, просчитался, оценивая масштабы расходов нынешнего года не Минфин, а скорее, Банк России с Минэкономразвития. Инфляция не оправдала их ожиданий и прогнозов – растет и все тут. Причем Антон Силуанов, в кулуарах ПМЭФ говоривший о том, что во второй половине года темпы роста цен сбавят обороты, не исключил, что осенью придется еще раз вносить поправки с дополнительным финансированием для индексаций и прочих «привязанных» к экономической ситуации в стране расходов.
«Сейчас уровень инфляции находится около 8%, это выше, чем действующий прогноз, но, по оценкам Минэкономразвития, мы видим, что во втором полугодии темпы роста инфляции должны снижаться (...) Если мы увидим, что темпы инфляции будут отличаться от сегодняшнего прогноза, то осенью, когда будем выходить к вам с предложениями по корректировке бюджета, уточнения бюджета, мы можем подкорректировать этот показатель», – заявил глава российского Минфина в Госдуме, отвечая на вопрос депутатов о реалистичности текущих ожиданий по темпам инфляции.
Эксперты тоже не исключают, что нынешний «заход» финансового ведомства в Парламент насчет растущих трат может быть не последним в этом году.
«Пока мы видим по последним данным, что диапазон инфляции – 8,3-8,5%. Это не укладывается в целевой диапазон ЦБ. Возможно, удастся во 2-м полугодии приблизиться к поставленным целям. На этот год целевой уровень установлен в 7%, а на 2025 г вообще в 4%. Пока достижение этих целей представляется маловероятным. И регулятор это подтвердил. Потребительский спрос разогнан достаточно сильно», – рассуждает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев, – «Наступает цепная реакция. При росте потребительского спроса растет инфляция, а значит нужно индексировать доходы бюджетников, пенсии и т.д. Это будет увеличивать расходы бюджета и увеличивать дефицит. Нельзя исключить, что несколько раз в этом году парламентарии могут голосовать за увеличение дефицита бюджета».
В такой ситуации, безусловно, успокаивала бы перспектива роста бюджетных доходов. На нее, кстати, даже не намекал, а указывал Минфин, подводя предварительные итоги исполнения федерального бюджета за январь-май 2024 года. Там отмечается, что, нефтегазовые доходы на 73,5% превысили прошлогодний уровень, в том числе – за счет роста цен на российское черное золото.
«Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем», – говорилось в сообщении.
Но в поправках в бюджет этого оптимизма уже нет. Ожидается, что казна получит от продажи нефти и газа даже на 519 млрд рублей меньше, чем планировалось изначально – 10 трлн 985,3 млрд рублей.
Как же так? «Нормально же все было»!
«Нефтегазовые доход за прошлый год сократились почти на четверть (23,9%), в основном, за счет падения дополнительных статей нефтегазового экспорта в 6,2 раза – до 822,2 млрд руб. А с учетом неблагоприятной мировой конъюнктуры и санкций против Мосбиржи и СПФС, что заметно затруднит международные транзакции, я вполне разделяю опасения экспертов Минфина о возможном дальнейшем снижении поступлений по этой статье», – говорит Артем Деев.
«Ожидание снижения нефтегазовых доходов прогнозируется по причине того, что есть риск снижения цен на углеводороды на мировых рынках», – добавляет Олег Абелев.
Впрочем, цены – не единственный подводный камень в нефтегазовом море, отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ, к.э.н. Вера Кононова.
«Поправки к объему плановых нефтегазовых доходов, по сути, основаны на ожиданиях снижения цен на нефть и природный газ (в пояснительной записке Минфин указывает на “возвращение к понижательному тренду” в отношении данных цен, в том числе в связи с геополитической ситуацией), а также на увеличении объемов “обратного” акциза на нефть, отправляемую на переработку (в связи с пересмотром расчетных коэффициентов). Необходимо отметить, что рост выплат обратного акциза из бюджета (на 560,2 млрд. руб.) является крупнейшей частью планируемого сокращения нефтегазовых доходов, но при этом поступления НДПИ, зависящие в том числе от курса рубля, отчасти компенсируют это сокращение», – поясняет аналитик.
Однако динамика ожиданий в доходной части все-таки наблюдается разнонаправленная: где-то убыло, но где-то и прибыло.
«Многочисленные поправки в «доходную часть» бюджета, по сути, уменьшают годовой план по сбору нефтегазовых доходов и одновременно увеличивают (примерно на ту же сумму) план по сбору остальных доходов», – указывает Вера Кононова.
Согласно поправкам в закон о бюджете ненефтегазовые доходы в 2024 году вырастут на 516,2 млрд рублей до 24 трлн и 77 млрд. В итоге расхождение общей доходной части с планом – только минус 2,8 млрд рублей. Причем и это – еще не точно.
Как отмечает Вера Кононова, в новом прогнозе социально-экономического развития, на который опираются предлагаемые поправки, многое указывает на продолжение достаточно высоких темпов роста доходов бюджета: в первую очередь не из-за роста собираемости (хотя она при современных методах администрирования достаточно высока), а из-за расширения базы налогов и неналоговых платежей.
В частности, повышены ожидаемые темпы роста ВВП страны (на 0,5 п.п., до 2,8%), темпы роста оборота розничной торговли (более чем в 2 раза, до 7,7%), темпы роста реальной заработной платы (в 2,6 раза, до 6,5%). В прогноз заложено также снижение курса рубля с 90,1 до 94,7 руб./долл., что также способствует формированию дополнительных доходов бюджета.
«Однако согласно предлагаемым поправкам, план по ненефтегазовым доходам федерального бюджета будет увеличен только на 2,2%. Консервативные оценки видны и в отношении отдельных доходов: например, при ожидаемом росте прибыли прибыльных организаций почти на 12% в 2024 году предполагается рост поступлений налога на прибыль только на 10,3%», – указывает Кононова.
«Необходимо учитывать, что в отношении доходов бюджета Минфин часто придерживается осторожных, консервативных оценок, что позволяет не только справиться с планом по формированию доходов, но и перевыполнить его. Судя по всему, такие же подходы применены и сейчас, причем не только к нефтегазовым, но и к ненефтегазовым доходам», – резюмирует аналитик ИКСИ.