Бюджет социально-технологического развития

Ирина Сидорина
корреспондент Monocle.ru
28 ноября 2023, 14:55

Наряду с крупными военными и социальными расходами, в главном бюджете страны нашлось место целым промышленным отраслям.

Сайт президента РФ
Во время посещения президентом России Владимиром Путиным Конструкторского бюро приборостроения имени академика А.Г.Шипунова.

Президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 года. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте президента РФ вечером 27 ноября. Документ предусматривает беспрецедентные в истории страны расходы. Только в 2024 году они составят более 36,66 трлн рублей, или 20,4% ВВП.

Причем, несмотря на превышающие 10 трлн рублей расходы на оборону, авторы финансового плана и, в частности, министр финансов Антон Силуанов, говорят о том, что документ, в первую очередь, социально-ориентированный. На выполнение обязательств государства перед гражданами будет направляться около трети всех бюджетных трат.

Как отмечает исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко, «социальные обязательства — одна из ключевых статей трат в любом правительстве. В США в расходах бюджета 53 % составляют социальные расходы — вместе с выплатой пенсий, соцстрахом, здравоохранением и образованием. Без них — 28 %. В России в 2023 году было заложено (без пенсий и соцстраха, которые идут из фондов) 25 %. В бюджете 2024 года предусмотрен уровень соцрасходов в 21 % от расходов бюджета, а вместе с здравоохранением и образованием больше 30 %. Но в 2024 году соцрасходы номинально все равно вырастут. Их доля уменьшается за счет увеличения трат на оборону», — рассуждает эксперт.

При этом всегда будут те, кто потребует «долива». Однако нужно ли еще наращивать эти показатели? По словам Свириденко, этот вопрос — ключевой водораздел разных экономических подходов.

«Есть группы населения, которые говорят — добавьте. Мол, меньше даете, чем раньше, в советское время. Но увеличение доли госрасходов в пропорции от бюджета фактически будет означать переход к государственной экономике, придется увеличивать налоги и изымать еще большую часть прибыли генерирующего доходы сектора. В реальности же, чтобы потенциал бюджета наращивался, нужно как раз обеспечить экономический рост. Поэтому, думается, как раз сейчас нужно больше направить на статьи по развитию национальной экономики. Увеличившись в объеме, экономика будет давать и больше поступлений в бюджет, формируя базу для увеличения социальных расходов», — уверен исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина.

При этом он отмечает, что возрастая, соцрасходы должны быть адресно направлены на главные цели: рост рождаемости, улучшение жилищных условий многодетных, обеспечение прожиточного минимума тех, у кого его нет.

Курс на победы

То есть, кому-то, безусловно, нужно дать «рыбу», но кому-то больше пригодится «удочка». Этот аспект в главном финансовом документе страны учтен. Причем не только в разделе, предусматривающем технологическое развитие, но даже и там, где «все для фронта, все для победы». Ведь исторический опыт наглядно демонстрирует, что достигнуть поставленных целей можно только путем наращивания промышленного потенциала страны, в том числе — развивая новые технологии.

«В аспекте развития ВПК, отрасль впервые получает мощнейший импульс для развития», — оценивает значимость соответствующих расходов нового бюджета доцент экономического факультета РУДН Александр Арский. — «Успехи России при проведении СВО приковывают интерес зарубежных покупателей к российским системам вооружений. За два года России удалось довести локализацию производства основных систем вооружений из отечественных компонентов до 100%», — говорит он.

Александр Арский полагает, что интерес к российским вооружениям обеспечит наличие спроса на них со стороны суверенных государств Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. «Таким образом решается проблема диверсификации структуры российского экспорта, при которой доля экспорта продукции ВПК растет», — указывает он.

В связи с темой экспорта экономист отметил: «”Коридор», в котором правительство будет держать доллар, отражает текущую конъюнктуру мировой экономики, так как тенденции к дедолларизации становятся устойчивыми и переходят в политике суверенных государств в форму стратегий экономического развития», — считает эксперт.

Напомним, что в бюджет заложены следующие курсы рубля к доллару: 90,1; 91,1 и 92,3 на 2024, 2025 и 2026 годы соответственно.

Гражданка не забыта

Особое внимание в бюджете на предстоящую трехлетку уделено технологическому развитию.

На развитие ряда отраслей предусмотрено в общей сложности порядка 2,7 трлн рублей. Деньги заложены на такие направления, как радиоэлектроника, судостроение, авиапром, автопром. Причем деньги немалые

На ту же автомобильную промышленность на три года заложено свыше полутора триллионов рублей. Средства, по сравнению с тем, что отрасль видела в недалеком прошлом, просто невероятные.

«Особенно рекордными они выглядят на фоне сумм, которые выделялись для отрасли в последние годы. Среди основных направлений — поддержка отечественных производителей транспортной техники (21 млрд рублей), программы по приобретению автомобилей населением (15 млрд рублей), производство комплектующих для автомобилей (15 млрд рублей). Это очевидные инициативы на фоне того, что с рынка ушел почти весь зарубежный автопром», — говорит начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев.

«Перезапуск автопрома, в период особо острого противостояния с недружественными странами, требует совершенно новых, перспективных и долгосрочных управленческих решений, основным из которых является локализация производственного цикла, на основе отечественных комплектующих», —говорит доцент программы «Международная экономическая безопасность» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурад Белхароев.

Еще одна отрасль, которая оказалась в фокусе — авиапром. С началом специальной военной операции многие страны ввели запрет на поставки в нашу страну авиатехники. Сертификаты летной годности отозваны, запрет коснулся вопросов страхования, запасных частей и услуг по обслуживанию летного парка.

«Оптимистичные планы по серийному производству к 2030 году, целого ряда авиационной техники — весьма значительного числа Ил-114; SJ-100; Ту-214 и МС-21 — требует совместных предельных усилий государства и производителей», — считает Хаджимурад Белхароев.

Судя по открытым данным, на развитие авиастроения на трехлетку выделяются такие уж большие средства — чуть меньше 180 млрд рублей. «Основной вопрос самолетостроения сейчас — это не создание фюзеляжей, а именно двигателей. Сейчас первый российский двигатель, собранный целиком в России, проходит летно-испытательную подготовку, надеемся, что он будет принят в серийное производство», — подчеркивает Олег Абелев.

Кадры в кадре

Основной вопрос в развитии многих отраслей, не только авиапрома, заключается далеко не в том, какую деталь нужно импортозамещать первой.

«Существенным препятствием в развитии высокотехнологичных производственных мощностей, является системный кризис станкостроения, отсутствие необходимого программного обеспечения, а также развал профессионально-технического образования, эти ниши необходимо в кратчайшие сроки заполнять», — отмечает Хаджимурад Белхароев.

Что касается станкостроения, то на возрождение (а точнее, создание с нуля, как говорил Антон Силуанов) отрасли в бюджете заложено около 128 млрд рублей. На радиоэлектронику — порядка 370 млрд рублей. По большинству направлений предусмотрено, в том числе, финансирование НИОКРов. Причем речь идет не только о технике.

«Финансирование научно-исследовательской деятельности затрагивает такие различные сферы, как лекарственное обеспечения пациентов и поддержка экспорта российской сельхозпродукции. Это не вполне научные цели, но инновации в фармацевтики совершенно необходимы, на них выделяется 2 млрд рублей», — говорит Олег Абелев.

Но, как известно, прорывы совершаются не на казначейских счетах, а в головах — ученых, исследователей, инженеров, других специалистов. А вот со светлыми головами в России не все гладко.

В экономике сложилась неоднородная ситуация с квалифицированными кадрами, что может сдерживать ее развитие, отмечает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ». Есть ряд отраслей, которые предъявляют большой запрос на таких специалистов. Работа, связанная с информационными и финансовыми технологиями, лидирует по уровню зарплат и престижа.

«Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется так называемому линейному персоналу, который в советские годы готовился средними специальными образовательными учреждениями, фабричными, заводскими училищами. Дефицит этих кадров ощущается очень остро. Невозможно увеличивать локализацию реального сектора экономики — машиностроения, авиации, железнодорожного транспорта, энергетики без линейного персонала», — подчеркивает Абелев.

Если смотреть с точки зрения бюджета, то заполнить эту нишу призван федеральный проект «Профессионалитет». Предполагается, что на бюджетные деньги будет ежегодно создаваться порядка 70 центров среднего профессионального образования, которые как раз и будут готовить линейных специалистов. 

Опытным путем

Возвращаясь к теме расходов федерального бюджета, направленных на технологическое развитие, возникает тот же вопрос, что и с социальными расходами: а надо ли? Получится ли вообще эта история с импортозамещением — ведь она началась еще в 2014 году. С чего бы сейчас случится прорыв? Правильным ли образом сегодня распределяются усилия? В этом отношении можно вспомнить полезный опыт других стран, и, как водится в нашем народе, поругать свой собственный.

«Опыт Южной Кореи до сих пор считается одним из наиболее удачных в части импортозамещения. Принято говорить об экономическом чуде Южной Кореи, которая за полвека смогла превратиться из аграрной — в страну, наладившую выпуск высокотехнологической продукции. Для достижения этой цели были выбраны приоритетные отрасли: микроэлектроника, судостроение, автопром. На них была выстроена новая экономическая модель Южной Кореи», — рассуждает Олег Абелев.

В принципе, сегодня у нас так же определены приоритеты, распределены средства. Достаточно ли этого?

«Опыт показывает, что наиболее сильными прогностическими способностями обладает симбиоз частных компаний и государственного сектора». Сам по себе государственный сектор, как показывает опыт СССР, прогнозировать долгосрочные тенденции технологического развития не в состоянии», — полагает заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

Если обратиться к опыту тех стран, которые достигли успеха в импортозамещении, то из него следует, что государство поддерживает наиболее перспективные отрасли, а те, в свою очередь, сначала вытесняют из страны импорт, а затем, используя эффект масштаба, выходят на внешний рынок. Этим путем двигались Сингапур, Китай, Гонконг, Южная Корея.

То есть, государства помогли встать отечественным предприятиям на ноги — а дальше те уже сами. Судя по регулярным высказываниям Михаила Мишустина и Антона Силуанова, для России властями намечен подобный сценарий