Все больше судов выбирает СМП как более безопасный и короткий путь из Европы в Азию...
Танкер «Штурман Овцын» везет сейчас нефть в Китай по Северному морскому пути (СМП). Это первая, но далеко не последняя ласточка – СМП набирает популярность у транспортных компаний и перевозчиков, доставляющих грузы из Европы в Азию и обратно.
Это происходит во многом в результате действий хуситов, которые фактически закрыли наиболее короткий и удобный маршрут через Суэцкий канал. Маршрут по северным морям вдоль сибирской тундры между российскими и китайскими портами протяженностью порядка 4 тыс. километров значительно короче маршрута в обход Африки.
У этого машрута есть и известные минусы - его зависимость от сезона, ледовой обстановки и использования ледоколов. Но несмотря и на это, по СМП в прошлом году были перевезены рекордные объемы грузов.
В 2023 году по Северному морскому пути перевезли 36 млн тонн грузов, более половины из которых пришлись на сжиженный газ (СПГ), подчеркивает Bloomberg, ссылаясь на данные «Росатома», одного из наиболее активных операторов СМП.
Для танкера «Штурман Овцын», специального арктического челночного танкера, который сейчас везет нефть в Китай по СМП, этот маршрут не новый – он входил в состав небольшого каравана судов, проведенного ледоколом «50 лет Победы» по северному маршруту в конце декабря 2016 года – начале января 2017 года. Это было первое прохождение по СМП зимой, когда северные моря скованы льдом.
Тем не менее нынешнее плаванье, которое проходит летом, для «Штурмана Овцына», судна столь небольших размеров (249 метров), является необычным. В конце июня танкер, как обычно, загрузился и отправился в путь, но войдя в Карское море, он двинулся не на запад, а дальше на восток и направляется сейчас в порт Шичжао, расположенный севернее Шанхая в провинции Шаньдун.
До конца июля в Мурманск должны прийти три танкера, принадлежащие «Совкомфлоту»: NS Arctic, SCF Baltica, которые уже проходили по СМП в прошлом году и которые после загрузки тоже отправятся в Китай, а также SCF Baikal, который пойдет северным маршрутом первый раз.
Еще два судна «Совкомфлота», танкеры «Проспект Королева» и «Проспект Вернадского», из новой серии «зеленых» кораблей, работающих на СПГ-топливе, сейчас идут из Китая к Берингову проливу, пройдя который они тоже направятся в Мурманск. Эти танкеры будут обслуживать проект «Сахалин-2».
Правда, перед тем, как стать на 10 предстоящих лет газовозами, они должны пройти в Мурманске модернизацию оборудования в соответствии с новыми задачами.