Китайцы раскатывают Севморпуть

13 мая 2024, 00:00
№20
Погрузка контейнеровоза Xin Xin Hai 1 в Архангельском морском порту в октябре 2023 г

Судоходная компания Hainan Yangpu Newnew Shipping (HYNS) из КНР продолжает методично наращивать перевозки по Северному морскому пути (СМП). Восьмого мая в Архангельске было подписано многостороннее соглашение по поводу организации экспортно-импортных рейсов из Архангельского морского порта в Шанхай и обратно. В 2023 году HYNS осуществила пятью судами восемь рейсов, перевезя порядка 100 тыс. тонн грузов (для сравнения: грузооборот СМП — 36 млн тонн) из Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска и Архангельска в Шанхай, Циндао и ряд других китайских портов.

В навигацию текущего года (с июля по октябрь) китайский перевозчик планирует совершить 10–12 рейсов из Шанхая в Архангельск по СМП. Какие именно грузы предполагается транспортировать, не сообщается, но представитель HYNS Кэ Цзинь заявил, что компания планирует задействовать на маршруте четыре судна и рассчитывает использовать возможности РЖД для отправки грузов из Архангельска в Москву (расстояние между беломорским портом и столицей по железной дороге до столицы — 1254 км, это около полутора суток в пути). В прошлом году суда китайского перевозчика осуществляли преимущественно экспортные поставки российских пиломатериалов.

Чтобы трезво оценить масштабы явления, уточним, что пока речь идет о копеечных объемах перевозок. Прошлогодний, первый за десять лет, рейс из Архангельска в Шанхай выполнил скромный контейнеровоз Xin Xin Hai 1 дедвейтом 29 тыс. тонн и осадкой 7,4 м, приняв на борт 500 контейнеров с пиломатериалами. Для сравнения: обошедший мировые СМИ океанский контейнеровоз Ever Given, неловко перекрывший Суэцкий канал в марте 2021 года, имеет дедвейт 200 тыс. тонн и берет на борт 20 124 контейнера. Да, недавно китайцы обзавелись двумя судами поновее и покрупнее — вместимостью 3,7 и 4,4 тыс. TEU (TEU — двадцатифутовый эквивалент) соответственно, но это все еще очень скромные перевозочные мощности, неразличимо малые в объеме нынешних международных морских перевозок.

Тем не менее для Архангельского порта якорное соглашение с китайцами — важное событие. Недаром им похвастался в личном телеграм-канале губернатор региона Александр Цибульский. В прошлом году Архангельский порт обработал 32,4 тыс. TEU контейнеров (для сравнения: порт Владивосток — 1,5 млн TEU), и китайские объемы будут весьма кстати. Кроме того, наличие якорного международного партнера — заметный аргумент для привлечения инвесторов и федерального финансирования, необходимых, чтобы реализовать проект строительства нового глубоководного порта в устье Северной Двины.

Глубины существующего порта Архангельск позволяют принимать суда с осадкой до 9,2 м дедвейтом до 35 тыс. тонн, что жестко ограничивает потолок роста грузооборота морской гавани региона. Согласно Комплексному плану развития Архангельского транспортного узла, предполагается построить глубоководный район морского порта Архангельск в двинском заливе Белого моря с максимально допустимой осадкой судов 14,5 м, что позволит обрабатывать флот дедвейтом до 75 тыс. тонн типа Panamax и контейнерной вместимостью 5 тыс. TEU.