Российским инвесторам все чаще предлагаются новые акцие не крупных и известных, а молодых быстрорастущих компаний. Интересно, что по данным исследования этой тенденции, эмитенты не ставят капитал на первое место среди мотивов IPO. Что касается инвесторов, то при всей сложности общей картины, когда волатилен и «крупняк», эти акции ищут тех, у кого есть аппетит к риску.
Рынок первичного размещения акций (IPO) в России переживает решительную трансформацию. Значительное число крупных игроков рынка либо уже разместили свои акции на бирже, либо не намерены это делать в обозримой перспективе. Однако рынок продолжает развиваться и наращивать возможности – но теперь за счет такой категории бизнеса, как быстрорастущие компании.
Как говорится в исследовании «Рынок IPO. Новые эмитенты», проведенном Мосбиржей и Ассоциацией независимых директоров (АНД), прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний-лидеров. А сегодня этот инструмент рассматривают быстрорастущие компании.
Исследователи назвали целый букет причин, которые побуждают такие компании выходить на биржу. Глядя на него, с трудом и заметишь «цветок» собственно финансовой мотивации Возможно, в действительности компании более корыстны, в чем никакой беды, конечно, нет. А рассказывают они вот что.
Принимая решение об IPO, компании руководствуются стремлением привлечь в команду и/или удержать в ней топ-профессионалов, стимулировать их и менеджмент в целом к переменам, увеличить узнаваемость бренда, а также перейти в другую лигу и повысить репутацию.
Кроме того, статус ПАО дает контрагентам больше уверенности в стабильности компании и качестве ее управления.
Акции чаще, чем прежде, рассматриваются и как ликвидный ресурс для совершения сделок M&A.
«В результате на рынке появился феномен "IPO на вырост", когда компании видят в выходе на публичный рынок мощный стимул к оптимизации внутренних и внешних процессов, а также к совершенствованию корпоративного управления. Однако с незрелым управлением, недавними реструктуризациями и отсутствием опыта подготовки отчетности, это сопряжено с повышенными рисками — репутация публичной компании более уязвима», — цитирует исследование агентство ТАСС.
В самой подготовке к IPO также достаточно узких мест. Например, часто встречается создание совета директоров непосредственно перед сделкой, подбор в его состав независимых директоров по формальным критериям или из числа дружественных акционеров.
Подготовка к IPO удваивает нагрузку на менеджмент, которая сохраняется и после сделки. А дефицит кадров сказывается и в этой сфере — таких, кто обладает опытом работы с публичным рынком капитала.
Ранее рынок IPO в основном ориентировался на крупные компании, которые выступали лидерами в своих отраслях, подтверждает заведующий базовой кафедрой благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г.В. Плеханова, д.э.н., проф. Юрий Ляндау. И до санкционной войны, объявленной западными странами, это выглядело вполне логично.
Однако нужно понимать, говорит эксперт, что фондовый рынок стал настолько далеко отходить от реальной оценки стоимости компании, что зачастую цена акций стала никак не связана с объективной оценкой. Например, компания оценивается в 10 млрд рублей, стоимость одной акции - 1 тыс. рублей. То есть всего 10 млн акций. Компания успешно развивается, но тут идет общий негативный фон, фондовые рынки падают, и стоимость одной акции становится 900 рублей. Получается, что теперь компания стоит 9 млрд. рублей. Вопрос — почему, если у компании все хорошо?
Когда началась санкционная война, для крупных компаний особого смысла в IPO не стало, продолжает Юрий Ляндау. А быстрорастущим как раз IPO и может помочь прорекламировать себя, заявить о себе, привлечь инвестиции.
По словам эксперта, инвесторы могут рассматривать их как способ неплохо заработать на росте цен акций
Крупные компании уже все вышли на IPO и проводят SPO (дополнительную эмиссию акций), подтверждает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. Теперь, по ее данным, о планах выхода на IPO в ближайшие 5 лет заявили ещё более 100 компаний из различных отраслей бизнеса, причем по итогам 2024 года на IPO должны выйти порядка 15 компаний. Они представляют IT, фармацевтическую отрасль, девелопмент, агропромышленный комплекс, ритейл, финансы и даже парк развлечений «Остров мечты».
Цели у всех компаний, по оценке эксперта, примерно одинаковая: поиск инвестирования для дальнейшего развития и стимулирование руководящего состава компании. С учетом частичной изолированности страны от внешних инвесторов, компании проводят IPO на внутреннем рынке.
В качестве дополнительных стимулов для выхода на биржу таких компаний, отмечает д.э.н; профессор кафедры налогов и налогового администрирования, Финансового университета при правительстве РФ, Елена Сидорова, могут быть рассмотрены налоговые послабления: льготы по налогу на прибыль организаций для компаний, выходящих на IPO; учет расходов на IPO/SPO с повышающим коэффициентом на аудит, оценку, организацию размещения, листинг, андеррайтинг при определении налога на прибыль. Также в числе плюсов льготы по уплате НДФЛ для физических лиц, приобретающих акции таких компаний при первичном размещении на бирже, а также при размещении на инвестиционных платформах и освобождение от НДФЛ дивидендов по акциям компаний, учитываемым на ИИС-3.
Преимущества размещения быстрорастущих компаний на бирже заключается в том, что в стадии зарождения отрасли компаниям может требоваться финансирование, синергетический эффект, более быстрый рост бизнеса. Они получают увеличение рыночного влияния, доступ к возможностям и диверсификацию бизнеса, налоговые преимущества и разблокировку скрытой стоимости.
По словам Елены Сидоровой, риски для рынков заключаются в возможном банкротстве таких компаний, и, как следствие, банкротстве частных инвесторов, что может давать негативный социальный эффект. Московская биржа сообщила, что по итогам апреля 2024 года количество частных инвесторов превысило 31,5 млн, ими открыто 55,9 млн счетов. Почти 4 млн частных инвесторов в апреле заключали сделки на Московской бирже.
Как указывает основатель инвесткомпании Impact Capital Валерий Золотухин, в России наблюдается тенденция на монополизацию, особенно в ключевых отраслях: нефтегазе, банковском секторе и так далее. Но если брать общемировую практику, то нашей стране необходима диверсифицированная экономика, потому что это делает ее менее зависимой от внешней конъюнктуры — например, от цен на нефть на энергоносители. На российском рынке, констатирует инвестор, сейчас много денег, их некуда вкладывать, и чтобы спасти от капитал от инфляции, инвесторы несут их на фондовый рынок.
Соответственно, уверен Валерий Золотухин, предложение инструментов нужно расширять, и маленькие компании — это любопытная стратегия для для инвестиций.
«Хотя, на мой взгляд, IPO не является оптимальным моментом для вложения в бизнес, гораздо лучше это делать на более ранней стадии. На IPO опытные инвесторы, как правило, фиксируют прибыль после долгих лет ожидания. Поэтому на IPO нередко выходит по более высокой цене, чем ее можно купить на более ранних стадиях. И по более высоким мультипликаторам, что важно», — указывает эксперт..
Быстрорастущие компании, констатирует он, выходят на IPO, чтобы получить рыночную капитализацию, монетизировать инвестиции инвесторов на ранних стадиях, получить доступ к более дешевому капиталу для ускорения темпов роста. Многие публичные компании мотивируют своих топ-менеджеров работать эффективнее через опционы на акции.
«Перспективы рынка IPO в России остаются прекрасными, и сейчас хороший момент для вывода на IPO компаний. Хотя новые игроки и выходят на публичный рынок, никакого доминирования быстрорастущих компаний нет», — заключает Валерий Золотухин.
В свою очередь, эксперт по внедрению нейросетей в бизнес Константин Финк, указывает на серьёзные риски переключения инвесторов на акции быстрорастущих компаний. В их числе, по его словам, недостаточная зрелость корпоративного управления и отсутствие опыта работы с публичным капиталом у многих быстрорастущих компаний может привести к волатильности и неустойчивости их акций.
Особенно это касается технологических компаний, отмечает он, чья оценка часто базируется на ожиданиях будущего роста, а не на текущих финансовых показателях. Кроме того, дефицит квалифицированных кадров в области управления публичными компаниями может стать серьезным препятствием для успешного развития после IPO. Это особенно актуально для IT-сектора, где конкуренция за таланты и так высока.
Так или иначе, но сегодня инвесторы хотят заходить на рынок IPO, даже не смотря на проблемы с аллокацией, отмечает инвестиционный советник, основатель Университета инвестиций Юлия Кузнецова. Аллокация — это процент удовлетворения заявки на покупку акций в ходе их первичного размещения. Например, если инвестор подает заявку на покупку акций на 100 тыс. руб., а фактически получает при размещении бумаги на 10 тыс. руб., то аллокация составляет 10%. Чем выше спрос на бумаги эмитента, тем ниже процент аллокации по заявкам инвесторов.
Но на текущем рынке IPO аллокация по заявкам частных инвесторов значительно ниже 10%, отмечает аналитик. Например, при IPO разработчика программного обеспечения «Диасофт» аллокация среди клиентов брокера «Тинькофф Инвестиции» составляла только 2,7%. При этом на текущий момент, несмотря на высокую ставку и привлекательные проценты по депозитам, инвесторы по прежнему инвестируют в рынок и делают это с удовольствием
«Я считаю, что быстрорастущие компании будут доминировать в выходе на IPO, так как в России не так много крупных компаний, которые готовы выйти на IPO. Акции многих игроков уже торгуются на рынке. Из-за экономических проблем довольно непросто стать крупной компанией, но вполне возможно выйти на рынок», — заключает Юлия Кузнецова.