Пакет для молока и нейросеть в придачу

Компания «Ламбумиз», производитель молочной упаковки из картона, выходит на биржу. В своих инвестиционных планах она делает ставку не только на собственное развитие, но и на развитие бизнеса клиентов

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «ЛАМБУМИЗ»
Цеха «Ламбумиз» оснащены высокопроизводительным оборудованием
Читайте Monocle.ru в

Весной‒летом 2022 года производителей молока охватила паника: они не знали, найдут ли на рынке достаточно упаковки для своей продукции, не грозят ли им потери из-за сбоев в поставке тары. Из России ушли иностранные производители картонных пакетов для жидких продуктов питания. Порвались цепочки поставок сырья и материалов. Дошло до того, что в июне 2022 года Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») предложил регулировать этот рынок методами, характерными для плановой экономики: разработать прогноз производства картона в России, а затем распределять его между компаниями — производителями упаковки. Ведь молочникам, чьи разливочные линии предполагают картонную тару, нужно много времени, чтобы перенастроить их на ПЭТ-бутылки или другой пластик, гибкую пленку и пр., поскольку такой переход требует замены оборудования, а значит, инвестиций.

К счастью, обошлось без экстремальных мер. В начале этого года то же «Союзмолоко» констатировало: «Сегодня Россия полностью преодолела кризис в индустрии упаковки для продуктов питания. Все массовые виды и форматы упаковочных решений для молочной продукции к 2024 году были полностью локализованы». Это произошло в том числе благодаря усилиям московской компании «Ламбумиз», одного из крупнейших предприятий по выпуску картонной тары, на волне кризиса удвоившего объемы продаж.

А на прошлой неделе акционеры «Ламбумиза» на годовом общем собрании приняли решение о подготовке к выходу на биржу. Новый бизнес-план компании предполагает радикальное расширение ассортимента и удвоение производственных мощностей, что потребует инвестиций в 1 млрд рублей. IPO может состояться уже в конце этого — середине следующего года.

А не замахнуться ли нам на тетрапак?

«Ламбумиз» выпускает тару для молочной промышленности с 1972 года. Те, кто жил в СССР, наверняка помнят молоко в треугольных пакетах Tetra Classic. Форма пакетов с тех пор изменилась, но компоненты остались прежними: картон и полиэтилен, произведенные в России. В частности, картон закупается на Светогорском и Сыктывкарском ЦБК; с последним связи налажены с момента основания завода.

В постсоветское время на рынке упаковки для жидких пищевых продуктов появился новый тип картона — асептический (он известен главным образом по марке Tetra Pak, которая и дала название этому виду тары), позволяющий разливать горячее молоко и обеспечивать срок его годности до 12 месяцев. «Ламбумиз» такую продукцию никогда не выпускал. Зато предприятие уверенно лидирует в сегменте изготовления неасептического картона для молока, срок хранения в котором существенно короче — не более 30 дней. В 2010 году доля московской компании на этом рынке составляла 26%, а теперь достигла 40%. Данный тип упаковки обеспечивает 76,6% выручки «Ламбумиза».

Как поясняет руководитель отдела по работе с инвесторами ИК «Юнисервис Капитал» Артем Иванов, до 2022 года первое место в сегменте неасептической упаковки занимала компания Elopak, принадлежавшая иностранцам, так что своим рывком в продажах «Ламбумиз» обязан изменению конъюнктуры: «После долгой остановки в работе бывшего флагмана, компании Elopak, на лидирующие позиции при производстве наиболее популярной картонной упаковки Gable Top (параллелепипед с “гребешком”. — “Монокль”) вышло АО “Ламбумиз”».

В «Ламбумизе» прекрасно понимают, что такая пауза не продлится вечно. И, воспользовавшись благоприятной ситуацией, уже сделали ряд шагов, позволяющих закрепить достигнутые позиции.

Первое — это инвестиции в оборудование, позволяющее повысить производительность и улучшить финансовое положение предприятия. Так, в 2023 году чистая прибыль компании выросла на 191% по сравнению с предыдущим годом, а рентабельность по чистой прибыли достигла 12,2% (годом ранее этот показатель составлял 4,1%). «Снизить себестоимость получается благодаря одновременному развитию двух направлений: модернизации существующих линий с увеличением их мощности и введению в эксплуатацию новых, более современных линий, позволяющих сократить некоторые производственные процессы и выпускать упаковку с меньшим количеством отходов. Это напрямую влияет на качество и скорость работы», — рассказывает Сергей Ботвин, руководитель ЦФО «Технический центр» компании. Например, модернизация линии фальцесклейки (склейки картонной продукции) позволила увеличить ее скорость в два раза.

Растут объемы и в результате использования современных методов управления. Так, на участке выпуска одноразовой посуды из картона благодаря применению принципов бережливого производства удалось увеличить выработку одноразовой посуды на 30% на человека в час и сократить длительность операций на 31%. В компании также прибегли к инструменту под названием «диаграмма спагетти», с помощью которого удалось выявить потери времени при перемещении сотрудников в процессе изготовления продукции. Технологически правильная перестановка оборудования в цехе позволила повысить производительность труда.

Второе — расширение ассортимента, что, кстати, тоже требует вложений. Так, в ноябре 2023 года на предприятии была запущена линия по выпуску упаковки ролл-топ (аналог Tetra Top, картонная бутылка с крышкой, поставляется потребителям в рулонах) — новая итальянская печатная машина, одна из лучших в своем классе. В России упаковка данного типа прежде не производилась, а завозилась из Европы. Несколько ранее «Ламбумиз» ввел в свой ассортимент упаковку family size на 1,5 литра, тем самым завершив размерную линейку Gable Top, рассчитанную сегодня на любые объемы жидкости.

Недавно предприятие, стремясь выйти на новый масштабный рынок, начало осваивать и нишу асептической тары. Если в сегменте молочной упаковки неасептический картон занимает 18%, то в целом по рынку только 4%. При этом доля асептической тары среди упаковки для жидкой пищевой продукции составляет 32%, а для молока — 14%.

Сейчас в компании тестируют упаковку SIG Сombibloc (параллелепипед без «гребешка»). Для ее изготовления уже закуплено оборудование, позволяющее нанести на картон до пяти слоев пленки, фольги и пр., чтобы получился материал, обеспечивающий асептичность. «Линии под разлив в такую тару установлены европейскими производителями упаковки на некоторых молочных заводах в России, эти предприятия заинтересованы в поставках соответствующей упаковки, — замечает Сергей Ботвин. — Мы рассматриваем возможности роста в разных направлениях, где нужна качественная тара. Например, рынок брендированной одноразовой посуды для предприятий общественного питания просто огромный и продолжает расширяться, а наше оборудование уже сейчас позволяет такую упаковку производить и поставлять». Дело в том, что «Ламбумиз» изначально был предприятием полного цикла, и первым звеном в цепочке является ламинация картона (что, кстати, зашифровано в слоге «лам» в названии компании). Такой картон может быть использован для разных целей, в том числе для выпуска одноразовой посуды: картонных стаканчиков для кофе, ланч-боксов и пр. Данное направление занимает небольшую долю в выручке — всего 4%, но быстро развивается: с 2021 года его рост составил 120%. Есть перспективы и у гибкой пластиковой упаковки: это другой круг клиентов и частично другое оборудование, но продукция также востребована.

Для чего упаковщику нейросеть

Третье направление планируемых инвестиций — диверсификация продукта и услуг. «Ламбумиз» предлагает своим клиентам не только поставить разливочное оборудование, но и обслуживать его. Кроме того, компания начала производить экспресс-тесты для обнаружения в молоке антибиотиков. Разработала нейросеть, которая сможет подсказать молочным заводам наиболее выигрышные варианты дизайна упаковки. «Эти проекты мы создали для наших покупателей — производителей молока и молочной продукции. Все перечисленные услуги имеют, скорее, стратегическое значение и нацелены на установление и поддержание долгосрочных отношений с клиентами. Например, нейросеть по созданию дизайна упаковки сама по себе не ориентирована на получение прибыли — мы просто помогаем клиентам зарабатывать больше на меняющемся рынке, то есть производить и реализовывать еще больше продукции, для которой потребуется наша тара», — рассказывает Сергей Ботвин.

Привязать к себе клиента действительно важно, поскольку конкуренция в отрасли растет. В частности, после долгого перерыва возобновил работу бывший лидер — Elopak. «Компания Elopak была продана российскому менеджменту, сейчас она поменяла название на “ПраймКартонПак” и пытается восстановить свои позиции на рынке. Остальные производители занимают существенно меньшие доли, однако тоже активно развиваются в рамках тренда на импортозамещение», — замечает Артем Иванов. Да и в сегменте асептической упаковки у «Ламбумиза» сильные соперники — например, занимающая первое место компания «Упаковочные системы» (бывшая Tetra Pak). А «Молопак» в 2024 году планирует запустить производство мощностью 1,2 млрд штук (10% рынка).

В этих условиях «Ламбумиз» поставил перед собой стратегическую цель стать универсальным производителем, то есть закрыть максимально широкий круг потребностей потенциальных клиентов в части упаковки. Чтобы достичь этой цели, в компании разработали инвестиционный проект на 1 млрд рублей, включающий строительство на имеющейся территории дополнительного комплекса площадью свыше 13 тыс. кв. м для размещения линий по производству новых видов упаковки и наращивания мощностей для выпуска текущего ассортимента.

Выход «Ламбумиза» на биржу, по мнению аналитиков, будет логичным продолжением финансовой стратегии предприятия. В ИК «Юнисервис» отмечают, что компания не станет новичком на фондовом рынке: у нее есть опыт успешного размещения, обслуживания и погашения облигационного займа на сумму 120 млн рублей. Выпуск был размещен в 2019 году и полностью погашен 20 июня 2024 года. За это время «Ламбумиз» освоил навыки публичности: компания регулярно публиковала отчетность, раскрывала сообщения по ключевым событиям и принятым решениям, предоставляла инвесторам аналитические материалы о своей деятельности. В итоге у предприятия появилась аудитория частных инвесторов, знакомых с его деятельностью и получавших стабильный купонный доход по его облигациям, — предполагается, что они отнесутся со вниманием к предстоящему IPO.

Компания «Ламбумиз» основана в 1972 году в Москве.

Входит в пятерку крупнейших производителей упаковки для молока, молочных продуктов, соков и вин в России. Производит также гибкие упаковочные материалы с печатью, комбинированные материалы.

Имеет широкую географию сбыта и более 400 постоянных заказчиков из России и стран СНГ.

Выручка в 2023 году — 2,5 млрд рублей.

Чистая прибыль в 2023 году — 313 млн рублей.

Число занятых — 210 человек.