«Раздолжнителей» заставят примолкнуть

Госдума рассмотрит законопроект о регулировании рекламы услуг, связанных с банкротством.

Читать на monocle.ru

Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в Госдуму законопроект о регулировании рекламы услуг, связанных с банкротством граждан. Документ был размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента на минувшей не6деле. Он направлен на ограничение услуг так называемых «раздолжнителей», говорится в пояснительной записке к документу.

«На практике зачастую такие организации ведут агрессивные рекламные кампании и не придерживаются стандартов качества оказываемых услуг, предоставляя гражданам неполную или недостоверную информацию об условиях и последствиях процедур освобождения от обязательств», — отмечают авторы законопроекта. При этом в настоящее время в законодательстве отсутствует специальное регулирование для подобной недобросовестной рекламы.

Под воздействием рекламы граждане, попавшие в тяжелую финансовую ситуацию, отмечается в пояснительной записке к документу, тратят дополнительные средства на посреднические услуги, в то время как действующим законодательством предусмотрен ряд бесплатных механизмов по смягчению долговой нагрузки, включая кредитные каникулы и процедуру внесудебного банкротства. 

Законопроектом предусматривается запрет на размещение в рекламе гарантий освобождения гражданина от исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей и обязанность указывать в рекламе последствия процедуры банкротства и информировать о возможности проведения процедуры банкротства бесплатно. В случае принятия документ вступит в силу с 1 марта 2025 года.

«Бросают клиента на полпути, лишая его денег»

Реклама банкротств в настоящее время имеет ряд особенностей и аспектов, которые нужно учитывать и которыми пользуются недобросовестные рекламодатели, рассказал «Моноклю» Вячеслав Косаков, управляющий партнер NOVATOR Legal Group. Так, отметил он, в рекламе о банкротстве говорят, как о достаточно легком простом способе списать любые долги и в любом объеме. Но это на самом деле не так. И тут важно доносить до клиентов — потребителей правильную, достоверную информацию, соответствующую действительности. 

В противном случае формируется искаженное общественное мнение, например: если процедура банкротства так легка, то клиент может думать, что, набрав множество кредитов и прибегнув к процедуре банкротства, он избавится от проблемы их возврата. То есть получит некий легкий способ заработать. Это создает негативное отношение к процедуре банкротства со стороны кредиторов и добросовестных участников. 

Также, продолжает Вячеслав Косаков, потребителю не дается вся информация о процедуре банкротства и расходами на нее. Потребитель думает, что будет платить лишь определенную небольшую сумму в месяц, но не знает о том, что он также будет оплачивать расходы на публикации, госпошлины и т.д. в зависимости от ситуации. Поэтому для кого-то банкротство в самом деле может оказаться простым, а для кого-то – достаточно проблемной задачей. И правильное, объективное донесение информации об услуге и ее стоимости в целом – крайне важно для принятия решения об использовании данного инструмента. 
 
Третий важный аспект — гарантирование результата по итогам процедуры банкротства. Зачастую те, кто дает недобросовестную рекламу, не обладают всей полнотой знаний и не могут качественно оказать услугу, вводя потребителя в заблуждение относительно гарантированного результата по итогам процедуры банкротства. Они гарантирует те результаты, которых часто просто не могут достичь и в итоге бросают клиента на полпути, лишая его денег, которые были потрачены. Стоит подчеркнуть – речь идет именно о недобросовестных игроках рынка, подчеркивает Вячеслав Косаков.

Сегодня сложность процедуры банкротства выросла многократно и практика постоянно меняется. При этом регулирование отношений должника и заемщика – довольно непростой процесс. При этом у людей возникает ложное убеждение что можно не справляться с долгами при наличии такого инструмента, как банкротство. Ограничение рекламы, уверен Вячеслав Косаков, наряду с ограничением используемых каналов взаимодействия с потребителем, должно носить характер повышения требований к информации, используемой в ней. При этом, полагает он, это не должно ограничивать добросовестных участников рынка банкротных услуг.

«Реклама часто использует эмоциональные триггеры»

Агрессивная реклама услуг «раздолжнителей» вводит граждан в заблуждение, обещая легкие решения их финансовых проблем, уверена и Елизавета Чубукова, старший менеджер по коммуникациям и связям с общественностью PRoud.365. Это может привести к дополнительным расходам на посреднические услуги, в то время как существуют бесплатные законные механизмы, например, внесудебное банкротство.

В условиях экономической нестабильности и роста долговой нагрузки у граждан возникает потребность в помощи по управлению долгами, говорит эксперт. Рекламные компании предлагают «легкие» решения, которые обещают быстрое освобождение от долгов, что привлекает внимание людей, оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

Рынок услуг по банкротству становится все более конкурентным. Компании используют агрессивные рекламные стратегии, чтобы выделиться на фоне других и привлечь клиентов. Реклама часто использует эмоциональные триггеры, чтобы убедить людей в необходимости немедленного действия. Граждане, находящиеся под давлением долгов, могут легко поддаться подобным манипуляциям. 

Установление четких правил, какую информацию можно размещать в рекламе услуг по банкротству, включая обязательное указание на риски и бесплатные альтернативы, стал бы важным шагом.

Также, полагает Елизавета Чубукова, власти могут создать механизм контроля за соблюдением новых норм, включая возможность штрафов для нарушителей. По ее мнению, с учетом текущей ситуации на рынке финансовых услуг и необходимости защиты прав граждан, власти могут поддержать инициативу о регулировании рекламы услуг по банкротству. Законопроект уже был внесен в Госдуму, что свидетельствует о готовности депутатов решать эту проблему.

Как лучше начать жизнь с чистого листа?

Власти могут ограничить рекламу услуг банкротства несколькими способами, полагает основатель ЮРЛ Групп, арбитражный управляющий Семён Николаев. Во-первых, можно ввести строгие требования к содержанию рекламных материалов, обязывая компании указывать все возможные риски и последствия процедуры. Во-вторых, можно установить лицензирование или аккредитацию для компаний, занимающихся банкротством, чтобы исключить недобросовестных участников рынка. 

«В-третьих, возможно введение административных штрафов за нарушение рекламных стандартов. Причем практика привлечения к штрафам уже существует и довольно успешно. Важно найти баланс между защитой граждан от недобросовестных практик и сохранением доступа к информации о легальных и полезных услугах», — полагает Семён Николаев.

С технической точки зрения реализация инициативы возможна путем закрепления обязательных требований к рекламе услуг по сопровождению процедур банкротства, считает, в свою очередь, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. По его словам, за контролем за соблюдением этих требований будет заниматься Федеральная антимонопольная служба — орган, уполномоченный в сфере контроля за рекламой. 

В случае нарушения какой-либо компанией новых требований (в случае их принятия) ФАС будет самостоятельно отслеживать, а также реагировать на обращения граждан и организаций о распространении недобросовестной рекламы, после чего будут приниматься соответствующие меры в виде предписаний об устранении нарушений и штрафов.

Главное, говорит доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын, чтобы благое стремление оградить граждан от недобросовестных «раздолжнителей» не обернулось ненужными барьерами для тех, кто действительно нуждается в квалифицированной правовой помощи и финансовом консультировании. Ведь банкротство, даже в упрощенном варианте — все-таки достаточно сложная юридическая и психологическая процедура. И далеко не каждый способен пройти этот путь в одиночку, считает он.

Он полагает, что услуги юридических фирм и центров финансового консультирования, помогающих гражданам справиться с бременем непосильных долгов строго в рамках закона, не являются лишними и достойны поощрения со стороны властей. Они позволяют увеличивать число «самобанкротств», снижать нагрузку на суды, а люди могут начать новую жизнь с чистого листа.