Герой первого кофейного бума возвращается

Знакомые вывески вновь появляются на улицах, хотя под ними все уже не так, как прежде — «Кофе Хауз», а речь о нем, становится, по сути, «кофе стрит». Как бы то ни было, потребитель от нового недорогого формата со знатной родословной только выиграет. Также это событие добавляет некоторые черточки к портрету экономики в целом.

Читать на monocle.ru

Герой нашего времени

Сеть кофеен «Кофе Хауз» вслед за недавним ребрендингом объявила о старте продаж франшизы. В первый год компания намерена развиваться в столице, а затем пойти в регионы и в ближайшие два года постарается запустить свыше 200 партнерских точек по продаже кофе на вынос. To go, как говорится.

Это в корне отличается от былого привычного формата, впрочем, привычного только тем, кто его помнит, а к таковым за десять лет прибавилось немало подросшей молодежи. Её может удивить не смена формата, а то, что «дом кофе» предлагает пить его в основном частью на улице. Впрочем, такие размышления для особо вдумчивых, а к тому же, как и в большинстве таких заведений, в эталонном помещении «Кофе Хауз» нового образца, судя по фото на сайте, предусмотрено несколько «сидушек», так что на улицу никто не гонит.

Казалось бы, локальная по своей сути история говорит только об амбициях конкретной компании. Однако если взглянуть на ситуацию глубже, можно увидеть историю взлета, падения и, похоже, нового взлета потребительского бренда на фоне достаточно сложной экономической ситуации. С неимоверным ростом ставки ЦБ, между прочим.

Стоит напомнить, что первая кофейня будущей сети «Кофе Хауз» начала работу в Москве в 1999 году. Она успешно развивалась параллельно появившейся вскоре «Шоколаднице», будучи попроще-подемократичнее, и открывая заведения одно за другим. То было время первого кофейного бума, если считать за второй тот взрыв числа разнообразных кофейных «форматов», что последовал… трудно сказать сколько именно, лет семь может быть? — тому назад.

А тогда компания открыла кофейни в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и даже Киеве. Но к 2014 году сеть «Кофе Хауз» начала испытывать проблемы, после чего «Кофе Хауз» была куплена «Шоколадницей».

И вот в 2024 году начинается то, что должно стать ренессансом заслуженной сети. По данным Forbes.ru, группа «Шоколадница» передала права на бренд «Кофехауз» компании «Кофе Хауз», в которой самой компании принадлежит 5%. Столько же — у гендиректора компании Иллариона Цехановича, а 90% акций — у ресторатора Григория Левита.

Паушальный взнос, говорится на сайте сети, составляет 450 тыс. рублей, роялти – 5%, маркетинг – 1%. Покупателю франшизы помогут с подбором локации, обучением персонала, созданием дизайн-проекта и контактами поставщиков – в целом поддержку обещают на всех этапах работы.

«Кофе Хауз» возвращается, как видим, довольно робко. Владея прежде полномасштабными заведениями, глубоко внедренными в первые этажи наших «хаузов», теперь она будет занимать своими «точками» небольшие помещения в несколько шагов от двери до стойки. Да и не вполне своими, а франчайзинговыми. Так сеть с заслуженным именем попробует запрыгнуть в последний вагон поезда, в котором когда-то ехала впереди.

Но все же это лучше, чем ничего. К тому же, и ностальгично, и, кстати, в усиленном виде продолжает традицию демократичного заведения. А это важно.

100 — уже неплохо

Франшиза «Кофе-Хауса» стоит около 2,5-3 млн рублей. За эти деньги можно открыть маленькое заведения площадью до 30 квадратных метров, указывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Прибыль обещается от 200 тысяч в месяц с окупаемостью от 15 месяцев. 

Как считает аналитик, франшиза будет пользоваться спросом, особенно в регионах, где популярность кофеен высока, особенно в предлагаемом формате to go. «К тому же ставка делается на узнаваемость бренда. А у владельцев «Кофе-Хауса», принадлежащего «Шоколаднице», есть конкурентное преимущество перед любыми несетевыми кофейными, поскольку они приобретают кофейное зерно по низким ценам, благодаря оптовым закупкам. Региональный рынок пока недонасыщен, поэтому продвигаться там легче, чем в Москве, а в сети тем более. На мой взгляд, расширение возможно, однако не в таком масштабе, о котором заявляет сама компания. Полагаю, открытие 100 кофеен до 2026 года можно было бы считать успехом», — отмечает Артем Деев.

В нынешних экономических условиях планы «Кофе Хауз» на быстрое расширение через франчайзинг выглядят перспективными, считает лидер направления франчайзинга сети ресторанов японской и азиатской кухни MYBOX Александр Назаров. Сеть, стремящаяся к прочному присутствию в регионах и обладающая опытом работы с франчайзи, имеет все шансы успешно масштабироваться. Потребительский спрос на кафе и рестораны с каждым годом растет. Жители городов охотно пользуются услугами сетевых заведений для встреч, работы и отдыха.

«Предложить большую цель для всей сети»

Оптимальная стратегия расширения для бренда включает дифференциацию рынка на три ключевых направления: Москва и Московская область — как крупнейший и наиболее динамично развивающийся рынок; города-миллионники (14 городов) — с высокой плотностью населения и устойчивым спросом; города с населением от 500 тысяч до миллиона человек (более 20 городов), среди которых выделяются Тюмень, Тольятти и Рязань с перспективными экономическими условиями. Такая экспансия позволит удовлетворить запросы разных аудиторий и закрепить бренд на разных уровнях.

«При выходе на региональные рынки возможны сложности из-за локальных конкурентов, чьи аутентичные концепции уже завоевали доверие потребителей. На моей практике сильные федеральные бренды не выдерживали конкуренции и уходили с рынка. Здесь важно правильно подобрать франчайзи, для которых «Кофе Хауз» станет приоритетным проектом и которые будут мотивированы укреплять его позиции. Поэтому помимо финансовых условий, нужно предложить большую цель для всей сети и постоянно поддерживать интерес к бренду через обучение, совместные встречи и создание бизнес-сообщества в кофейном бизнесе. Это придаст проекту дополнительный смысл». — говорит Александр Назаров.

«Вкладываться за границей могут не все»

Но это если говорить о кофейнях. В целом бизнес также, похоже, готов развиваться, и франшиза – вполне жизнеспособный вариант. В России сегодня вполне существуют экономические условия для продажи франшиз полагает председатель Магаданского регионального отделения «Деловой России» Юрий Агафонов. В основном речь здесь идет о продаже идей. По сути, компания, у которой существует бренд и выстроенный бизнес-план, помогают другому бизнесу открыть в регионах или в других локациях свое дело. 

По словам эксперта, от подобных предложений выигрывают обе стороны. Компания, которая продает франшизу, не несет расходов. А франчайзи, особенно в регионах, в условиях санкций хотят видеть прозрачный и перспективный бизнес, в который можно вложить деньги. «Не все могут сейчас вкладываться за границей в недвижимость, в бизнес, в строительство. В Дубае сейчас цена на развитие огромная, а в Европу предприниматели выходить боятся», — говорит Юрий Агафонов. 

Он отмечает, что именно высокая инфляция заставляет людей инвестировать накопленные сбережения, и продажи кофе являются вполне перспективным бизнесом: «кофе будут покупать, это не такой продукт, от которого можно отказаться или чем-то его заменить, тут речь идет о традициях и привычках».