Непосредственной причиной того, что «Суперждет» российской авиакомпании «Азимут» рейса Сочи-Анталья сел аварийно, в сообщениях называют погоду — «внезапный сдвиг ветра» у самой земли. Но, естественно, возникают вопросы сначала к экипажу, затем к самолету. Ответы в таких случаях редко бывают очевидны сразу, а тут еще есть и дополнительная интрига.
Жесткая посадка самолета «Сухой Суперджет 100» 24 ноября в аэропорту турецкой Антальи, приведшая к возгоранию двигателя, но обошедшаяся, к великому счастью, даже без пострадавших, выбила искру не только из агрегатов самолета, но и из управленческой машины. Причем в последнем случае «искру» штатную, ту, которая и дает машине импульс крутиться. Только это могло произойти значительно раньше.
Сначала о самом происшествии. Приведем цитату из первоисточника — сообщения авиаперевозчика (от 27 ноября). «В соответствии с проведенным предварительным служебным расследованием информируем о том, что 24 ноября 2024 года самолет авиакомпании Азимут выполнял рейс А45051 Сочи – Анталья. На борту самолета находились 89 пассажиров и 6 членов экипажа. Полет и посадка проходили в штатном режиме. Посадку выполнял командир воздушного судна, опытный летчик, чей налет более 12 500 часов. Самолет двигался по установленным параметрам посадки, отклонений не наблюдалось. Во время приземления произошел непрогнозируемый сдвиг ветра, что стало причиной жесткой посадки. Экипаж сумел удержать воздушное судно на полосе.
После остановки воздушного судна на полосе бортпроводники увидели задымление снаружи по левому борту и доложили командиру ВС. Командир воздушного судна принял решение об эвакуации пассажиров и экипажа. На взлетно-посадочной полосе воспламенилось авиатопливо, вылившееся из деформированного топливного бака. Самолет не горел. Возгорание ликвидировано через несколько минут после посадки», — говорится в сообщении авиакомпании «Азимут», базирующейся в международном аэропорту «Платов» (Ростов-на-Дону).
Наверное, мало кто из следящих за авиацией людей не вспомнил после этого, что нечто подобное с SSJ-100 уже случалось.
В октябре 2018 года в аэропорту Якутска самолет RRJ-95B (так тогда именовали «Суперджет» — «Монокль») рейса RA-89011, авиакомпании «Якутия» из-за обледенения взлетно-посадочной полосы (ВПП) выкатился за ее пределы, переехал (по данным СМИ) при этом бордюр, у него подломились стойки шасси и начинало вытекать топливо. Возгорания, к счастью, не возникло, пострадавших почти не было (за медицинской помощью обратились 4 человека).
Куда хуже закончилась грубая посадка с последующим «козлением» по полосе «Суперждета» SSJ-100 авиакомпании «Аэрофлот» в мае 2019-го в «Шереметьево». Был поврежден топливный бак, самолет загорелся, печальный итог: гибель 41 человека (из находившихся на борту 73 пассажиров и пятерых членов экипажа).
Итак, самолету случалось подводить, страшно подводить экипаж и пассажиров на взлетно-посадочной полосе во время посадки. Очевиден вопрос: закономерность это, или цепочка досадных и трагических случайностей?
Вот какая картина складывается из появившихся в СМИ официальных заявлений. По-газетному оперативно сработавшие «Известия» переговорили с Минпромторгом. И там рассказали, что «по результатам расследований комиссией Межгосударственного авиационного комитета (МАК) происшествия в Якутске в 2018 году, разработчику и производителю самолетов SSJ-100 было рекомендовано доработать существующую конструкцию шасси «с учетом прогнозной оценки рисков эксплуатации машин этого типа».
Дальнейшие слова примечательны. «Рекомендации комиссии проработаны разработчиком. После прохождения необходимых испытаний конструктивные решения будут внедрены на новых воздушных судах Superjet 100. После будет выпущен сервисный бюллетень на доработку летающего парка», — сообщили газете в ведомстве.
С учетом искусства представителей управленческих структур формулировать ответы максимально обтекаемо, надо отдать министерству должное: сказано внятно, реакция оперативная, и, что очень важно, упомянуты былые рекомендации МАК. Но все же, читая и перечитывая, тщетно искать одну важную вещь: чтобы было отмечено, когда именно рекомендации были «проработаны» разработчиком? И почему только еще «будут внедрены»? Ведь они очевидно, были даны давно (после первого авиапроисшествия на ВВП, того, что обошлось без жертв и пострадавших). А когда именно, кстати?
Информация о том, что расследование авиационного происшествия с самолетом RRJ-95 (так прежде назывался «Суперджет») рейса RA-89011 АО «Авиакомпания Якутия» закончено, размещена на сайте МАК с датой публикации 9 октября 2020 года. То есть, расследование заняло два года, но при этом завершилось уже давно — 4 года тому назад. Очевидно (если этот вывод неверен, мы, разумеется, готовы будем его уточнить), что именно эти результаты расследования упомянули сейчас в Минпромторге. Отметим также, что в комиссию входили, как указывает МАК, специалисты Росавиации и ПАО «Корпорация Иркут» (разработавшие «Суперджет» «Гражданские самолеты Сухого» вошли затем в «Иркут», а тот с 2023 года стал нынешним ПАО «Яковлев»).
«Известия» привели комментарий основателя сервиса безопасности полетов RunAvia Андрея Патракова, указавшего что «слабое место, где происходит прорыв и течь топлива — это крепления шасси к задней стенке лонжерона крыла».
В Росавиации изданию сообщили следующее: «Производитель ведет работы, которые позволят вывести возможности шасси самолета Superjet 100 за пределы эксплуатационных лимитов (допущений)». Видимо, это нужно понять так, что с шасси и сейчас все в пределах нормы, но коль скоро случаются такие инциденты, то его возможности превзойдут обычные лимиты.
И как объяснил «Моноклю» летчик, заслуженный работник транспорта Александр Фадеев, «имеется сложность в процедуре доработки шасси SSJ-100 по рекомендациям МАК — для этого необходимы заводские условия. Модифицировать разом весь летающий парк технически невозможно».
При этом он указал на «неоправданно долгий процесс "проработки рекомендаций". Каким бы сложным ни был бюллетень, за такой срок можно было найти решение и провести доработку хотя бы части парка, в первую очередь новых бортов», — считает эксперт.
«Сейчас, — полагает Александр Фадеев, — критически важно ускорить процесс и начать внедрять изменения конструкции шасси хотя бы на новых SSJ-100, сходящих со стапелей. А уж потом планомерно модифицировать летающий парк, начиная с бортов, проходящих плановый ремонт. Но авиационным властям следует взять этот вопрос на особый контроль. Любые попытки в очередной раз спустить на тормозах или ограничиться отписками должны жестко пресекаться. В конце концов, речь о жизнях людей».
Порталу AVIA.RU в пресс-службе Росавиации сообщили, что «Поводов отказываться от эксплуатации Superjet 100 нет», добавив, что «конструкция этой машины безопасна. При этом она продолжает совершенствоваться с учетом получаемых в ходе эксплуатации новых данных». Ну что ж, новые данные действительно получены, будет очень хорошо, по итогам этого будут приняты более оперативные меры по совершенствованию, чем на основании данных старых (как и рекомендаций).
Но не стоит говорить только о конструкции, которую, подчеркнем, официально все называют надежной, хотя и поддающейся улучшению. Проверяется, что закономерно, и авиакомпания. Сколь неизбежен был такой исход, как сама по себе жесткая посадка, при данном «сдвиге ветра»?
«Внеплановую, согласованную с Южной транспортной прокуратурой проверку авиакомпании “Азимут” на предмет исполнения авиационного законодательства проведут специалисты Ространснадзора», —сообщил портал AVIA.RU со ссылкой на пресс-службу Росавиации. Цель проверки, как указывается — всесторонний анализ работы перевозчика в области обеспечения безопасности полетов.