Объяснения являются несостоятельными и просто смешными.
Олаф Шольц, дорабатывающий на посту федерального канцлера ФРГ последнюю неделю, оставит своему сменщику, которым скорее всего будет лидер Христианско-демократического союза (CDU) Фридрих Мерк, незавидное наследство. Не удивительно, что ему лично и его Социал-демократической партии Германии на внеочередных выборах в бундестаг в предстоящее воскресенье мало кто не прогнозирует разгромное поражение.
Как считают в агентстве Bloomberg, такого разгрома не было ни у одного из его предшественников на посту главы правительства за всю 75-летнюю историю существования Федеративной республики. Все опросы предсказывают социал-демократам максимум 15% голосов, что тожа стало бы самым низким результатом для правящей партии за всю послевоенную историю.
Немецкая экономика столкнулась при Шольце с целым морем проблем. За три года руководства правительством Олафу Шольцу так и не удалось восстановить первую экономику Европы до уровня 2019 года. Восстанавливать ее после двухлетнего спада теперь предстоит следующему кабинету, но состояние экономики настолько тяжелое, что далеко не факт, что сменщику Шольца удастся справиться со сложной задачей.
Главными темами предвыборной кампании были проблема с мигрантами (Германию захлестнула волна преступлений, совершенных приезжими) и, конечно же, экономика. Проблемы в основном появились в производственном секторе, который играет в немецкой экономике очень важную роль.
Во время коронавирусной пандемии, когда спрос потребителей перешел с ресторанов и прочих составных частей сектора услуг на товары, это было на руку промышленности. Но после снятия ограничений разрывы цепочек поставок, а позже - взлетевшие цены на энергоносители и энергию, а также высокая ставка, при помощи которой ЕЦБ боролся с высокой инфляцией, развернули ситуацию на 180 градусов.
Усугубляет тяжелую ситуацию еще и то, что развал производственного сектора Германии происходит на фоне противоположной тенденции в глобальном масштабе. Т.е. в то время, как в немецкой экономике уже два года спад, глобальная экономика растет. В Институте мировой экономики Кильского университета считают диаметрально противоположные тенденции признаком потери немецкими компаниями конкурентоспособности.
В последние недели к многочисленным бедам немецкой экономики добавился еще и «американский» фактор. Приступивший три недели назад к работе 47-м президентом США Дональд Трамп особое внимание уделяет торговому дефициту США. Между тем, Германия по размерам профицита в торговле с Америкой уступает разве что Китаю. Это значит, что совсем скоро экономике ФРГ придется столкнуться еще и с американскими тарифами. Наиболее болезненными для немцев будут пошлины на поставляемые за океан немецкие автомобили и промышленное оборудование.
Главная проблема производственного сектора ФРГ – это высокие цены на электроэнергию и энергоносители. Шольц во время теледебатов с Мерцем на прошлой неделе на все вопросы оппонента (и не только его одного) о том, кто виноват в развале немецкой экономики, упорно твердил, что все беды «локомотива» Европы, как еще совсем недавно называли экономику Германии, возникли «из-за Путина». Между тем, именно его правительство и он лично вместе с вице-канцлером и министром экономики Робертом Хабеком, как пишет Bloomberg, перестало покупать дешевый российский газ, основу «немецкого экономического чуда», и обрекло ее на спад. Именно благодаря Шольцу, а не Путину немецкая экономика вынуждена переплачивать десятки миллиардов долларов за гораздо более дорогой сжиженный газ из Америки. Поэтому особенно комично выглядел канцлер, отвечая на вопрос Мерца о том, почему правительство закрыло три последние АЭС в разгар энергетического кризиса. Как нетрудно догадаться, по версии Шольца, и в этом виноват не он, а российский президент.
Олаф Шольц ставит себе в заслугу быстрый рост при нем возобновляемой энергетики и особенно рост ветровой энергетики, но именно зимой особенно часты перебои с поставками ветровой и солнечной энергии в связи с безветренной и пасмурной погодой. Нынешняя зима не исключение, а подтверждение этого правила. Она вновь доказывает сезонную ненадежность возобновляемых источников энергии и необходимость сохранения ископаемых видов топлива, не говоря уже о чистой атомной энергии, без которой немецкой энергетике сейчас приходится, мягко говоря, ой как нелегко.
Более-менее приемлемой ситуация долго оставалась на рынке труда, но сейчас не выдержал давления слабеющей экономики и он – безработица резко пошла вверх, хотя ей еще далеко до антирекорда 2005 года, когда без работы оказались около 5 миллионов немцев.
Тем, кто сменит Олафа Шольца и его министров после 23 февраля, придется решать очень трудные задачи. Большинство экономистов считают, что без сильнодействующих мер им не обойтись.