На берегах Босфора украинская сторона весь день уклонялась от переговоров с российской делегацией, как только могла. Российский политолог назвал ситуацию в целом с переговорами «фантасмагорией», и к прошедшему дню это подходит как нельзя лучше. С нашей стороны этот день надо было просто выстоять. Впереди — еще как минимум один день.
События носят достаточно исторически-крупный характер, чтобы заглянуть в историю хотя бы на глубину одних суток. Вечером 14 мая разрешилась одна из главных глобальных интриг последних дней: президент России Владимир Путин подписал распоряжение «О составе делегации Российской Федерации для переговоров с Украиной». Кто же вошел в состав российской делегации, которая с утра в четверг прибыла в Стамбул на прямые переговоры с украинской стороной?
Ее возглавил экс-министр культуры и помощник президента РФ Владимир Мединский. И, вообще говоря, это можно было предугадать или по крайней мере предположить. Как минимум потому, что президент РФ подчеркивал не раз, что придерживается в качестве основы линии Стамбула-2022. Те переговоры были прерваны не по инициативе России, так зачем ей что-то (и кого-то) принципиально менять (заменять)? И в то же время, это назначение оказалось неожиданным, среди появлявшихся в прогнозах СМИ имен не было имени этого помощника президента РФ.
Также в команду вошли начальник Главного управления Генерального штаба ВС РФ Игорь Костюков, заместитель министра обороны Александр Фомин и заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин. В качестве экспертов были привлечены представители разных российских ведомств.
Отметим, что многие из них уже состояли в российской делегации на переговорах весной 2022: по сути, Москва решила дословно выполнить свое обещание продолжить «Стамбул» ровно с того места, с которого он был сорваны украинской стороной в одностороннем порядке 15 мая три года назад. «Именно поэтому состав практически тот же и руководитель делегации не изменился. Все члены делегации – это уважаемые профессионалы, опытные люди», – отмечал сенатор Андрей Климов.
Важно отметить, что провокация украинского президента Владимира Зеленского, который жаждал увидеть там российского лидера, была однозначно отвергнута. Как заявил утром представитель Кремля Дмитрий Песков, Путин в Стамбул точно не поедет.
Кстати, накануне вечером президент России провел совещание по подготовке переговоров с Киевом. Помимо членов переговорной группы, в совещании участвовали глава МИД РФ Сергей Лавров, министр обороны Андрей Белоусов, директор Росгвардии Виктор Золотов, секретарь Совета Безопасности РФ Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Валерий Герасимов и директор ФСБ Александр Бортников, а также командующие группировками войск в зоне СВО.
«С учетом докладов всех участников совещания Президент подвел итоги, поставил задачи и определил переговорную позицию российской делегации в Стамбуле», – говорится в сообщении Кремля.
«Все инструкции наша делегация имеет, работает четко в тех рамках, которые заданы президентом. И мы готовы к серьезному обмену мнений», – заявил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков.
Как неоднократно отмечало руководство России, Кремль готов к диалогу с Украиной на принципах, разработанных еще 3 года назад, но, безусловно, с поправкой на изменившиеся благодаря нашим войскам «реалии на земле». Москва рассматривает нынешние переговоры как продолжение переговорного процесса, путь к устранению первопричин конфликта, а также выход на установление долгосрочного и прочного мира.
Свои позиции Россия обозначила уже давно и четко, ведь еще в июне прошлого года Владимир Путин перечислил условия для начала мирных переговоров с Украиной. Это, в частности, полный вывод украинских войск из ДНР, ЛНР Херсонской и Запорожской областей, денацификация, а также отказ Киева от планов вступить в НАТО.
Как замечал политолог Федор Лукьянов, «фантасмагория, которая творится в последние пару дней вокруг «переговоров в Стамбуле», по степени сюрреализма превосходит практически всё, что доводилось видеть». Стоит признать: заметные черты фантасмагории внес и этот четверг, благодаря украинской стороне, если ее стоит за это благодарить.
Украинцы не замедлили начать свое фирменное шоу, разными, более или менее скандальными способами выражая недовольство уровнем российской делегации, в которой они, якобы, так ждали увидеть Владимира Путина (всерьез надеяться на это было нелепо).
Украинская сторона и сочувствующие ей страны Запада всячески упирали на то, что таким составом делегации Россия дает понять о своем нежелании договариваться. Впрочем, в Киеве все равно нашли бы повод поднять скандал.
Многие уже забеспокоились о срыве переговоров, но встречу никто не отменял, шансы на начало диалога между сторонами в резиденции президента Турции во дворце Долмабахче на берегу Босфора все же сохранялись. Правда, Зеленский сперва решил увидеться с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре: мероприятие продлилось почти три часа. «После встречи с Эрдоганом мы оценим формат», – отмечал Зеленский в растерянности от грамотного решения Москвы.
По иронии судьбы, в Анкаре, где в это время проходила встреча президентов Турции и Украины произошло землетрясение магнитудой 5 баллов: видимо, волнение украинской стороны передалось и природе.
И, кстати, интересно, собирался ли Зеленский оценивать формат только со своей командой? Или в беседе с прижатым к стенке главой Украины приняли участие так «своевременно» прилетевшие в Турцию для «дачи рекомендаций» советник британского премьера Стармера по вопросам безопасности Джонатан Пауэлл и глава МИД Франции Жан-Ноэль Барр? На ум невольно приходят очевидные аналогии про роль британского премьера Бориса Джонсона в срыве «первого Стамбула» – возможно, эта история могла повториться и сегодня.
«Англичане как поводыри ведут Зеленского по джунглям мировой политики», – отметил по этому поводу Сергей Лавров.
Надо отметить, что ранее были предпосылки к тому, что встреча в Стамбуле может превратиться из двусторонней в трехстороннюю: президент США Дональд Трамп не исключал своей поездки в Стамбул на переговоры Украины и РФ, однако в итоге в четверг там так и не появился.
Впрочем, вопреки всем потугам Киева и его присных упрекнуть Россию перед лицом США в «срыве переговоров» сигналы от Трампа совсем не свидетельствовали, что он хочет признавать попытку мирного урегулирования провальной. Глава Белого дома сказал, что он не разочарован тем, что в состав российской делегации, отправленной в Турцию для переговоров на высоком уровне с Украиной, не вошел Владимир Путин.
За океаном в целом лишних иллюзий не питали: президент США Дональд Трамп прямо ответил на вопрос о том, почему Владимир Путин не приехал на переговоры в Стамбул: «Зачем ему ехать, если я не поеду?».
«И хотите вы того или нет, но я не верю, что что-то действительно произойдёт до нашей личной встречи», – добавил американский лидер. Стоит заметить, что, как заявил Сергей Рябков, для подготовки встречи Путина и Трампа все же требуется целый ряд предпосылок, ведь, по его словам, это не вопрос только прогресса или его отсутствия по Украине.
Отметим, что Трамп также рассказал, что поехал бы на переговоры в Турцию в пятницу, «если это будет уместно». Кстати, 16 мая туда по-прежнему намерен отправиться спецпосланник президента США Стив Уиткофф. И, в пику ожиданиям Киева, Вашингтон не стал потрясать угрозами санкций или гневными заявлениями.
Трамп продолжает повторять, что Украина, это не его война. Как заявил госсекретарь США Марко Рубио, «США открыты к тому, чтобы быть конструктивными и полезными всеми возможными способами, чтобы положить конец этому конфликту».
«Администрация Трампа, конечно, они тоже хотят Америку делать только великой и только номер один, это любая администрация будет такую позицию продвигать, но нынешняя администрация хотя бы вернулась к нормальности, когда какие бы у тебя ни были противоречия, политики и дипломаты тем более обязаны разговаривать», – отметил Сергей Лавров.
Интересная деталь: сегодня поступила информация, что США дополнили свое предложение по урегулированию на Украине идеей возобновить работу по безопасности в рамках Совета Россия-НАТО, который фактически прекратил свою деятельность после 2022 года.
Предсказуемо расстроенными остались оставшиеся не у дел союзные Киеву европейцы, которые стремятся спасти клиента любой ценой. На фоне заявлений из США даже несколько смешно звучат слова министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкны: якобы отправка Россией «делегации низкого уровня» в Турцию для переговоров была «как пощечина». Впрочем, он был не одинок: «Путин пытается тянуть время», в таком духе высказался министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
Допустим. но ведь это и значит, что время работает на Россию? И, по крайней мере, идти на переговоры российская сторона точно не боится, в отличие от украинской, продемонстрировавшей 15 мая на берегах Босфора настоящую «переговоробоязнь», сродни водобоязни.
Западные издания, кстати, уже не первый день пугают свою аудиторию подготовкой некоего масштабного русского наступления на фронтах СВО. В ряде столиц хотят навязать России режим безусловного прекращения огня, мол, переговоры не работают, а, значит, надо «выкрутить руки» Москве с таким ультиматумом.
Впрочем, как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Берлин, Париж и Лондон не могут реально претендовать на присутствие за столом переговоров, пока всецело поддерживают Киев, в том числе оружием. Так что им в отсутствии «американского зонтика» остается грозить России новыми пакетами санкций и конфискацией похищенных российских активов, а также пытаться убедить Трампа, что это, мол, русские срывают переговоры, посылая туда «младших чиновников».
Изначально запланированная на утро четверг, встреча делегаций России и Украины сегодня так и не началась. Москва демонстрировала исключительное серьезное отношение к поездке в Стамбул, а Киев продолжал паясничать и затягивать переговоры. Впрочем, как заявлял Сергей Лавров, переговорам в Стамбуле надо дать шанс, но никто не гарантирует, что все будет гладко и без проблем.
По словам Владимира Мединского, российская делегация, ждавшая с утра украинских коллег, сохраняла рабочий настрой перед переговорами в Стамбуле, была готова к возобновлению переговорного процесса в Стамбуле и возможным компромиссам. «Делегация России в Стамбуле готова к работе, Западу нужно брать и сажать Киев за стол переговоров», – отмечали в российском МИДе.
Ситуацию, которая разворачивалась в этот день, Сергей Лавров назвал интригой. Развитие событий действительно интриговало, хотя представителям Киева, верно, не стоило забывать мудрые слова российской стороны: Украина становится меньше каждый раз, когда срывает переговоры.
Но мудрость явно уступила место криворожской дипломатии и очередным попыткам громкого срыва переговорного процесса. Зеленский принять участие в переговорах в Стамбуле не пожелал, по-прежнему настаивая, что не будет вести переговоры ни с кем, кроме своего российского коллеги, и вечером улетел в Албанию на саммит европейских лидеров.
Но перед этим «из уважения к Трампу и Эрдогану» все же назначил глвву делагации на переговорах с украинской стороны —министра обороны Рустема Умерова.
При этом украинский президент добавил, что мандат делегации Украины – обсудить прекращение огня и снова выдвинул условием переговоров то самое безусловное перемирие: очевидно, чтобы дать передышку потрепанным киевским войскам. А свою и западную аудитории он припугнул тем, что якобы Россия на фоне переговоров начала наступательные действия по всем направлениям.
На пресс-конференции Владимир Мединский заявил, что Москва рассматривает переговоры в Стамбуле как продолжение мирного процесса, прерванного в 2022 году, настроена на конструктивный лад и поиск путей решения конфликта, а задача диалога – рано или поздно выйти на установление долгосрочного мира, устранив базовые первопричины конфликта.
«Наша делегация обладает всеми необходимыми компетенциями и полномочиями», – отметил он, перечеркнув все спекуляции украинской стороны. Сейчас делегация ожидает своих визави, однако демонстративное поведение Зеленского уже подсказывает, что ожидать чего-то прорывного от переговоров, которые, как сообщается, все же стартуют в пятницу, вероятно, не стоит.
«У США нет завышенных ожиданий от переговоров РФ и Украины в Турции», –заявил поздно вечером в четверг Марко Рубио, подтвердив эту мысль.
Следует понимать важный момент: если не делать из серьезного мероприятия «шоу одной встречи», то переговоры могут занять не один день и не один месяц: диалог такого уровня и масштаба никогда не идет несколько часов.
Тем более, что реально важные разговоры по широкому пониманию безопасности все равно пройдут (и уже проходят) не с Киевом, а с представителями Белого дома. Тут, в частности, и обсуждение «зерновой сделки», и вопросы снятия санкций, и возобновление экономического сотрудничества и много других аспектов, которые уже несколько месяцев занимают переговорщиков РФ и США.
И, в любом случае, переговоры в Турции – лишь небольшая публичная часть мероприятий. Если в ходе закулисных контактов и визитов высокопоставленных лиц (а не буффонады, устроенной Киевом) удастся согласовать параметры соглашения, то переговоры могут перейти на более высокий уровень, а в конце к ним могут присоединиться сами Путин и Трамп.
Москва дает Вашингтону понять, что на высоком уровне готова говорить с ним – но не с Украиной, и Белому дому эта позиция ясна.
В любом случае, Кремль не боится угроз дальнейших санкций, как и хаотического давления со стороны Киева и Европы.
Как пишет издание CNN, «ни Зеленский, ни альянс ведущих европейских лидеров, ни президент США Дональд Трамп не определили темп, формат или предварительные условия переговоров – это сделал Владимир Путин».
Ранее Россия уже пошла навстречу Украине по итогам переговоров в 2022 году. А теперь украинской стороне стоит сравнить условия трехлетней давности и условия, на которых возобновляются переговоры сейчас. Тенденция, какими будут условия еще через три года в случае дальнейших эскапад Киева, вполне ясна – но пока у его лидеров есть явная проблема с пониманием очевидных вещей.
*«оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Евангелие от Матфея: Глава 15/стих 14)