Президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп провели первый после российско-украинских переговоров в Стамбуле и третий за этот год телефонный разговор. Он на два серьезных шага продвинул украинское урегулирование — это возобновление прямых переговоров и меморандум, по сути проект мирного договора, который будет готовить Россия — а также затронул важнейшую тему первопричин конфликта. И вновь, весьма масштабно, прозвучала тема развития экономического взаимодействия, её подчеркивает Трамп.
После первых прямых переговоров России и Украины в Стамбуле в процесс урегулирования конфликта решил активно включиться президент США Дональд Трамп. «Только я могу сделать это, учитывая то, какой пост я занимаю», – по своему обыкновению «очень скромно» заявил глава Белого дома. Но при всем том, это и довольно-таки адекватная оценка, российская сторона тоже не раз отмечала, что переговоры по украинскому вопросу нужно вести с Америкой.
И вот теперь свою программу на понедельник, 19 мая американский лидер расписал в социальной сети Truth Social так: «Я буду говорить по телефону с президентом России Владимиром Путиным», – рассказал он. – «Затем я поговорю с Зеленским, а после – вместе с Зеленским – с различными представителями НАТО».
Ранее Трамп спокойно принял итоги переговоров России и Украины в Стамбуле, а госсекретарь США Марко Рубио сказал, что «они не были пустой тратой времени».
В свою очередь, спецпосланник Трампа Стив Уиткофф на днях выразил надежду, что планируемый телефонный разговор президентов будет успешным и «расчистит некоторый затор» в урегулировании на Украине. А вице-президенту США Джей Ди Вэнсу будущее видится как обмен завершения конфликта на Украине на экономические выгоды и восстановление отношений с «остальным миром» для России (приравнивание Запада ко всему миру характерно, но в общем настрой позитивный)..
Однако вызывало беспокойство то, что США уж очень активно торопили ситуацию: как рассказал Рубио, США хотели прогресса в «ближайшие несколько дней». Для этого американская сторона представила «сильный мирный план»: по словам спецпредставителя президента США Кита Келлога, первым пунктом там значилось всеобъемлющее прекращение огня.
О прекращении огня без всяких условий (и явно во вред России) в целом в последние дни говорилось немало: на это упирали члены команды Трампа, и Киев, и его европейские союзники Украины. Но по-прежнему сохранялось молчание (по крайней мере, публично) на тему того, как же обеспечить полноценное прекращение огня. Ведь не были решены вопросы и временного прекращения военных поставок Киеву на период действия перемирия, и паузы в его мобилизационной кампании – напротив, военные поставки ВСУ из стран НАТО активно продолжались.
«Потому что создать условия для того, чтобы Украина восстанавливала фортификацию свою, усиливала линию соприкосновения, подтягивала войска, давала британцам и французам снабдить их дополнительным вооружением, – где здесь про мир?», – отмечал посол МИД РФ по особым поручениям по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.
Кроме того, нельзя не упомянуть риторику, которую российская сторона явно не считает уместной, мол, если переговоры окончатся неудачно, США могут ввести против России «разрушительные санкции», а то прежние были «неэффективны». Речь идет о возможной поддержке законопроекта американского сенатора Линдси Грэма, который предполагает, в частности, введение 500-процентных пошлин на импорт из стран, которые покупают товары у России (реалистичность таких угроз видна, как минимум, на примере жаркой, но краткой американо-китайской торговой войны, в мимолетном разгаре которой пошлины подошли к полутораста процентам, а сейчас опустились до 30).
Киев и его союзники риторике о «разрушительных санкциях» предсказуемо обрадовались. А вот возможность прямого контакта двух президентов вызвала у них значительное беспокойство. И западные лидеры, и украинский президент Владимир Зеленский поспешили поговорить с Трампом до его звонка в Кремль – очевидно, чтобы попытаться убедить главу Белого дома в том, что «Путин водит его за нос» и обсудить возможность усиления давления на Москву.
Тем не менее, разогнанная западными СМИ информационная волна Кремль не захлестнула, достойный ответ из Москвы пришел незамедлительно. Как напомнил глава государства об условиях России для завершения украинского кризиса, нужный для нас результат это устранение причин конфликта, а также обеспечение условий для долгосрочного мира и безопасности нашей страны. Он подчеркнул, что необходимо обеспечение интересов людей на тех территориях, «где проживают люди, считающие русский язык родным языком, считающие Россию своей родиной».
«У нас достаточно сил и средств, чтобы довести начатое в 2022 году до логического завершения с нужным для России результатом», – вполне прозрачно намекнул западным «ястребам» президент России Владимир Путин.
При этом президент РФ отметил, что Россия с уважением относится к национальным интересам США и рассчитывает, что к интересам РФ будут относиться соответствующе. Иными словами: Россия готова к разговору, но это должен быть не монолог с попытками выкрутить нашей стране руки, а полноценный диалог, в котором другая сторона тоже должна делать реальные шаги – и Москва регулярно подчеркивает готовность к нему.
Как отмечал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, Россия отдает предпочтение именно дипломатическому урегулированию конфликта на Украине. Но подчеркивал, что оно зависит от большого количества нюансов, а сторонам предстоит длительная и кропотливая работа.
И как на днях рассказал заместитель руководителя администрации президента России Максим Орешкин, российская экономика научилась жить в условиях внешних ограничений, а многие из них использует и себе в пользу.
Ну а Трамп заявил, что собирается обсудить в понедельник со своим российским коллегой вопросы торговли.
Накануне телефонного разговора громче зазвучала тема очной встречи двух лидеров, особенно организацию встречи в последние дни поторапливает американская сторона.
Как 17 мая заявил Марко Рубио, Дональд Трамп хочет как можно скорее провести встречу с российским лидером Владимиром Путиным, и сейчас решается вопрос о том, где и когда пройдут переговоры, а также о темах беседы. Он отметил, что личная встреча станет возможностью «выйти из тупика» – такого же мнения придерживается и вице-президент США Вэнс.
При этом в Кремле идею очной встречи поддержали и назвали полезной, но подчеркивают, что такое мероприятие нуждается в проработке. Как недавно отметил Дмитрий Песков, перспектива ее проведения определяется исключительно личными договоренностями лидеров двух стран. Так что всем ожидающим и новостей по урегулированию конфликта, и подробностей о проведении встречи оставалось лишь ждать звонка, который стороны запланировали на понедельник, в 17 часов по Москве.
После телефонного звонка, который в этот раз длился более двух часов, Владимир Путин вышел к журналистам, чтобы сообщить итоги разговора. Как отметил глава государства, он был содержательным, откровенным, конструктивным – и весьма полезным.
Путин отметил, что возобновление контактов в Стамбуле расценивается Россией как сигнал того, что стороны находятся «в целом на правильном пути», поблагодарил Трампа за поддержку возобновления прямых переговоров Москвы и Киева, прерванных в 2022 году украинской стороной, но еще раз подчеркнул важность устранения первопричин кризиса.
Как сообщил глава государства, Россия выступает за мирное урегулирование конфликта, однако сперва необходимо выработать наиболее эффективные пути движения к миру. При этом Россия готова работать над меморандумом с Украиной, включающим и прекращение огня.
«Договорились с президентом Соединенных Штатов о том, что Россия предложит и готова работать с украинской стороной над меморандумом по поводу возможного будущего мирного договора с определением ряда позиций, таких как, например, принципы урегулирования, сроки возможного заключения мирного соглашения и так далее, включая и возможное прекращение огня на определенное время в случае достижения соответствующих договоренностей», – рассказал Путин.
Как позднее отметил Дмитрий Песков, если позиция Дональда Трампа все-таки достаточно нейтральная, и он действительно занимается вопросами урегулирования, то европейские политики пытаются склонить американского лидера в проукраинскую сторону. Он подчеркнул: реальным мирным урегулированием ситуации может заниматься лишь тот, кто «соблюдает одинаковую дистанцию от сторон конфликта».
В свою очередь, Дональд Трамп опубликовал в сети Truth Social сообщение, в котором рассказал, что разговор с его российским коллегой прошел хорошо. «Тон и дух беседы были отличными. Если бы это было не так, я бы сказал об этом прямо сейчас, а не позже».
Он заявил также, что переговоры между Россией и Украиной о прекращении огня и «полном окончании войны» «начнутся немедленно», о чем он сообщил Владимиру Зеленскому и лидерам западных стран. И отметил, что готовность принять переговоры России и Украины по прекращению конфликта выразил Ватикан .
«Условия будут согласованы между двумя сторонами — как и должно быть, ведь только они знают детали переговорного процесса, которые недоступны никому другому», – написал Трамп.
Также американский президент рассказал, что видит огромный потенциал для торговли между США и РФ после урегулирования на Украине. «У России есть колоссальные возможности для создания рабочих мест и наращивания благосостояния. Ее потенциал – безграничен. Украина также может стать крупным бенефициаром торговых отношений в процессе восстановления своей страны», – продолжил он свою мысль.
«Пусть процесс начнется!», – завершил свой пост глава Белого дома.
Стоит отметить, что до разговора лидеров двух стран звучали нотки пессимизма: так, пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт заявляла, что Трамп «устал и испытывает разочарование по отношению к обеим сторонам конфликта». Что ж, можно сказать, разговор двух лидеров определенно показал не разочарование, а определенный оптимизм в отношении будущего.
И что явно огорчило поборников усиления противостояния России на Западе – речи про «разрушительные санкции» не было, не говорилось и о пресловутом западном грозном ультиматуме о 30-дневном перемирии без всяких условий.
Более того, как позднее вечером рассказал помощник президента РФ Юрий Ушаков, Путин и Трамп высказались за дальнейшую нормализацию отношений двух стран, договорились продолжить диалог по всем вопросам, будут созваниваться по мере необходимости. Их команды будут прорабатывать содержание (и время) возможного саммита РФ и США, но пока такая встреча нуждается в проработке.
Кстати, Трамп, по словам Ушакова, видит Россию как одного из важнейших партнеров США. И, как заявил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев по итогам сегодняшнего разговора Трампа и Путина, РФ и США могут и будут отличными партнерами по экономическому и инвестиционному сотрудничеству на благо всего мира. В целом, кажется, теперь два переговорных трека Москвы и Вашингтона: по Украине и о восстановлении взаимоотношений, оказались полностью разделены к облегчению дальнейшего диалога.
Президенты России США обращались к друг к другу по имени: Дональд и Владимир и никто из них не хотел класть первым трубку во время телефонного разговора, добавил Ушаков.
О том, что президенты настроены на конструктивный диалог, говорят и опрошенные Моноклем эксперты. Как отмечает политолог, директор Центра европейской информации Николай Топорнин, состоялся открытый, откровенный обмен мнениями, стороны изложили свое видение того, как можно урегулировать украинский конфликт.
«Есть взаимопонимание между президентами. Это очень важно», – считает политолог, профессор ВШЭ Марат Баширов. – «Два часа разговора, плюс то, что Ушаков сказал, что они не хотели его заканчивать – значит, были темы, которые интересовали обоих, и было понимание, как относятся президенты к определенным темам».
Баширов добавляет, что, по его мнению, в разговоре не было ультиматумов, а «настроение президента после беседы было доброжелательно, и это тоже отражает тон более чем двухчасового разговора». Немаловажно, как подчеркивает Баширов, и то, что лидеры двух стран не были зациклены на украинской повестке, а обсуждали целый набор тем.
«С другой стороны, мы можем сказать, что какого-то прорыва в результате этих переговоров по пути мирного урегулирования не произошло», – отмечает Топорнин. – «Но можно считать их одним из таких дополнительных кирпичиков в возводимом здании этого мирного урегулирования».
Эксперт напоминает, что между сторонами существует «целый букет расхождений», которые пока очень сложно примирить, но сегодня видно небольшое, но поступательное движение вперед, а по итогам разговора от президентов наверняка последуют новые поручения и задачи. «И будем надеяться, что поступательный процесс продолжится, и уже в скором времени мы будем говорить о каких-то первых достижениях», – полагает он.
«Очень важно, что президент Путин сказал, что Россия готовит меморандум. Меморандум – это дипломатический документ, который описывает определенную позицию государства по вопросу, который интересует обе стороны. Это очень важно, обе стороны», – рассуждает Марат Баширов. – «На этот меморандум обычно другая сторона откликается и говорит, что их, например, не устраивает вот эта позиция другой стороны или устраивает. Тогда это уже выливается в определенное соглашение. Мы, в общем-то, предполагаем, какие основные ключевые темы этого меморандума могут быть».
Как недавно отметил вице-президент США Джей Ди Вэнс, Соединенные Штаты «должны быть в состоянии преодолеть ошибки, которые были сделаны в прошлом».
Но насколько готова к подвижкам по мирному урегулированию Украина? «Учитывая заявления со стороны Украины, в том числе, заявление Зеленского о том, что он не готов признавать даже Крым, не говоря уже о других регионах, сложно что-то говорить о конструктивности», – говорит старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения ИОН Президентской Академии Сергей Маргулис.
«С другой стороны, абсолютно очевидно, что президенты России и США не стали бы это говорить абсолютно на пустом месте. Поэтому определенные шаги в рамках переговорного процесса явно ведутся, олицетворением этого является запланированный обмен "тысячу на тысячу"», – добавляет эксперт.
Как отмечает Николай Топорнин, накануне переговоров Владимир Зеленский дал распоряжение о формировании постоянно действующей расширенной украинской переговорной группы. «Если раньше Киев вообще не рассматривал какие-то варианты контактов с Россией, то теперь мы видим, что ситуация поменялась, они даже формируют такую постоянную действующую группу, куда будут делегированы специалисты из различных министерств и ведомств, которые будут ответственны за различные форматы отношений в переговорном процессе с Россией, что тоже важно», – говорит он.
Как подчеркивает Марат Баширов, для него основными моментами разговорами стали меморандум, принципы, сроки и «слово «первопричины», которое звучит не первый раз, и оно является ключевым для прохождения развилок».
«Недаром Зеленский уже вышел и заявил, что Украина не будет выводить войска со своей территории», – резюмирует политолог. – «Это как раз касается одного из пунктов наших требований, которые находят понимание у американцев. Я настаиваю на том, что есть понимание у американцев, что украинские войска нужно выводить из всех четырех новых регионов Российской Федерации за границы их административных линий на момент вступления в состав России».
19 мая 2025 года, 19:55. Сириус.
В.Путин: Добрый вечер!
Меня коллеги просили сказать несколько слов о результатах нашего телефонного разговора с Президентом Соединённых Штатов.
Действительно, этот разговор состоялся, продолжался более двух часов. Хочу отметить, что он был очень содержательным и весьма откровенным. И в целом, на мой взгляд, в этой связи весьма полезным.
Прежде всего, я поблагодарил Президента Соединённых Штатов за поддержку со стороны США в возобновлении прямых переговоров между Россией и Украиной по поводу возможного заключения мирного соглашения, по поводу возобновления переговоров, которые были прерваны украинской стороной, как известно, ещё в 2022 году.
Президент Соединённых Штатов высказал свою позицию по поводу прекращения боевых действий, перемирия, и я со своей стороны отметил также, что и Россия выступает за мирное урегулирование украинского кризиса. Мы должны просто определить наиболее эффективные пути движения к миру.
Договорились с Президентом Соединённых Штатов о том, что Россия предложит и готова работать с украинской стороной над меморандумом по поводу возможного будущего мирного договора с определением ряда позиций, таких как, например, принципы урегулирования, сроки возможного заключения мирного соглашения и так далее, включая и возможное прекращение огня на определённое время в случае достижения соответствующих договорённостей.
Кстати говоря, контакты между участниками встречи и переговоров в Стамбуле возобновились, и это даёт основание полагать, что мы в целом на правильном пути.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что беседа была очень конструктивной, и я её оцениваю высоко. Вопрос, конечно, в том, чтобы российская и украинская стороны проявили максимум стремления к миру и нашли бы те компромиссы, которые устроили бы все стороны.
При этом хочу отметить, что в целом позиция России ясна. Главное для нас – устранить первопричины этого кризиса.
<...>