Российско-украинские переговоры в Стамбуле имеют для Москвы большой символический смысл. Три года назад именно здесь российская и украинская делегации парафировали текст мирного соглашения, но тогда Запад посоветовал Киеву продолжить воевать, пообещав спустя какое-то время обеспечить ему более выгодные переговорные позиции. Прошло три года, и Украина лишь потеряла территории, людей, и ее переговорные позиции резко ухудшились — такой оказалась цена следования западным советам.
Но предыстория этих переговоров куда глубже. После победы в холодной войне и распада СССР Запад попытался превратить территории бывших советских республик в зону своего влияния, а Украине была уготована роль антироссийского военного плацдарма. В случае если украинское руководство пыталось сохранить нейтралитет, для его свержения применялись методы «цветной революции», что привело к Майданам 2004 и 2014 годов, а попытки жителей Юго-Востока протестовать подавлялись грубой силой. Россия лишь ответила на вторжение Запада, и в итоге Украина лишилась Крыма, а затем Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей.
При этом Москва всегда предлагала Западу договориться — оставить его попытки включить Украину в военно-политический блок НАТО, а Киеву — вернуться к нейтральному военному статусу и прекратить насильственную украинизацию русскоязычного населения. Именно эти требования России и легли в основу стамбульских соглашений 2022 года. В свою очередь Запад пытался представить требования Москвы о нейтральном статусе Украины как «ультиматум», а свои попытки втянуть остатки Украины в НАТО объявлял «компромиссом».